Какое масло должно составлять основу церковного елея ответ


Елей: что это? Елей церковный

26 апреля 2016 Автор: nlo-mir Религия 54

Елей — что это такое? Особое масло, которое используется в различных обрядах. Очень много упоминаний и указаний по этому поводу есть в Священных Писаниях. Многие считают елей волшебной палочкой при недугах, однако каждому дается лишь по вере его. Поэтому применение масла без внутренней духовной работы бесполезно. Таким же важным в церковном лоне является и миро.

Что же такое елей и где его используют

Знание о том, как использовать церковное масло, а также каким оно должно быть, очень важное. Разберем этот вопрос подробнее.

Традиционно елей всегда считался целебным маслом. Его описание и способы применения очень часто встречаются в Библии. Используют во время соборования, также еще называется таинством елеосвящения. Болящему во время этого ритуала может быть даровано исцеление или же облегчение.

Также им пользуются во время различных праздников, так как масло елей считается особым знаком, радостным. В старину его могли использовать и для помазывания особо почетных гостей.

Также елей необходим во время крещения, а именно перед самим обрядом. Им помазывают различные части тела, что обозначает появление связи с Христом, а также борьбу с грехами и увеличение сил для этого.

Также елей использовался для освящения различных частей строений и священных предметов.

Отдельно следует сказать о лампадном масле, которое обычно является чистым оливковым маслом, но могут добавляться и благовония. При выборе нужно смотреть на его чистоту и запах, чтобы соответствовать Святому Писанию. Вот некоторые свойства качественного масла:

  • вкус такого масла немного жгучий;
  • если окружающая температура станет ниже восьми градусов тепла, то оно изменит цвет и станет белым;
  • цвета такое масло зеленоватого.

Состав елея

Елей — что это? А именно каков все же его состав или что может входить в него? Как уже было сказано выше, елеем можно назвать то масло, основу которого составляет оливковое. Также в его состав могут входить и несколько благовонных масел, если они не имеют резкого запаха, также они должны быть чисты. К примеру, розовое.

С добавлениями елей чаще всего используют для помазания, освящения и возжигания в лампадках. Чистое оливковое масло можно употреблять в пищу.

Как приготовить это масло и как хранить его

Теперь рассмотрим, как готовится елей, что это за состав такой? Готовится оно очень строго. Главным тут является чистое оливковое масло, при необходимости добавляются благовонные компоненты. Затем священнослужитель читает особые молитвы в зависимости от того, для чего предназначен будет елей.

Также есть масла, которые были освящены на мощах, они могут обладать чудотворной силой. И очень полезны для тех, кто болен духовно или телесно.

Хранить такое масло нужно возле домашнего алтаря или там, где стоят иконы. Для него можно приобрести особую емкость, которая продается при храмах. Не рекомендуется держать его в холодильнике или в аптечке.

Таинство елеосвящения (соборование)

Итак, мы разобрали, как готовить елей, что это такое вообще. Но более подробно следует рассмотреть его использование во время соборования. Это особый ритуал, который совершается при болезни (духовной или телесной), но не только. Его можно проводить и здоровому человеку, так как считается, что во время этого таинства прощаются грехи, которые человек совершил, но забыл о них. Рекомендуется это делать раз в год.

Во время этого обряда используется елей, который освящен специальной молитвой. Священнослужитель должен помазать этим маслом болящего семь раз.

Святой елей, который использовался во время обряда, нельзя использовать для лампадок или выливать. Если соборование происходило для страждущего человека, то его можно забрать с собой и мазать больные места или употреблять в пищу. Также им можно пользоваться и тем, кто не проходил обряд. Часто такое масло сравнивают со святой водой, однако им нельзя окроплять помещения.

В принципе, его можно и не брать с собой после обряда, а оставить церковнослужителям. В старину все, что оставалось от соборования, сжигалось.

Что такое миро

Это специальная смесь масел, а также туда входит множество других компонентов (благовония, душистые травы). Миро достаточно древнее вещество. Его изготавливали еще в Ветхозаветную пору. Тогда его применение было более широкое. Цари всходили на престол после миропомазания, также это действие совершали над первосвященниками и пророками.

Сейчас главным образом его используют во время крещения. Таинство Миропомазания появилось в те времена, когда традицией для новокрещенного было прикладывание рук епископа или апостола, в результате чего получался Дар Святого духа, а также благословение.

Так как со временем христиан становилось больше, это стало невозможно сделать. Поэтому и появилось Таинство Миропомазания, так как готовиться это масло при непосредственном участии и благословении главы церкви.

Состав миро

В составе этого масла по преданиям изначально находилось около пятидесяти компонентов. В нынешнее время их количество уменьшилось до сорока.

Традиционным в составе миро является чистый елей высокого качества. Далее необходимым компонентом будет виноградное вино. Миро, масло которого используется в церковных обрядах, просто не приготовиться качественно без него. Вино предупредит пригорание во время варения и возможное возгорание.

Остальные компоненты для масла — это благовония. В церковном уставе нет четких указаний по этому поводу, поэтому масла и вещества могут отличаться и меняться. Перечислим некоторые возможные:

  • лепестки розы, а также розовое масло;
  • ладан;
  • корни фиалки, калгана;
  • из масел могут еще быть лимонное, мускатное и другие.

Приготовление миро

Для того чтобы приготовить это масло, существует специальный обряд. Готовить миро может только глава церкви (митрополит или патриарх), что нельзя сказать про елей церковный. Это случается во время Страстной седмицы. Варится оно на протяжении трех дней и такое действо происходит не каждый год, а раз в несколько лет.

Начинается обряд в Великий Понедельник, когда совершаются молитвы для того, чтобы начать варить это душистое масло. Окропляются святой водой предметы, которые необходимы. В понедельник миро должно закипеть (елей и вино). В это время читаются молитвы и помешивается масло в котле, чтобы не пригорело.

На следующий день, в Великий Вторник, в котел, в котором варится будущее миро, добавляется еще виноградное вино, а также необходимо добавить и благовонные вещества. Также весь день продолжается чтение молитв.

В Великую Среду мироварение заканчивается. В котел добавляют благовония и охлаждают масло.

Также миро необходимо освятить. Это происходит в Великий Четверг во время Божественной Литургии.

Далее миро в специальных сосудах (мирницах) передают в храмы, где оно и хранится на престоле.

Для каких обрядов и ритуалов предназначено миро

Это масло обычно используют для помазания детей и взрослых после того, как прошло таинство крещения. Также этот обряд может проходить и отдельно, в том случае, если человек иной конфессии. Масло, которым помазываются определенные участки тела после крещения, как бы запечатывает человека дарами Святого Духа.

Обычно это таинство случается всего лишь раз в жизни. Только раньше человек мог дважды получить помазание миро, масло которого использовалось во время восхождения на престол царя.

В Православной церкви это душистое вещество необходимо для освящения новых храмов. Им помазывают стены, престол, антиминс.

У католиков осталась традиция использовать масло во время ритуала рукоположения епископа или священника. А также, как и в Православии, его используют для освящения.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Что такое елей и как его используют

Зачем в Церкви используют фимиамы – ладан мирру и елей? Есть ли в этом что-то мистическое? Может быть елей – не более, чем красивый символ Русской Православной Церкви?

О том, что такое ладан и мирра, известно каждому христианину. Именно эти дары принесли когда-то волхвы Младенцу Иисусу. Но в Церковной жизни есть еще одно важное материальное воплощение веры – это елей.  Елей не раз упоминается в Писании! Он используется для таинств и обрядов, считается, что елей имеет целебные свойства. Так ли это? Подробнее о елее в нашей статье.

Мирра, ладан и елей действительно имеют символическое значение. Мы приносим Богу некие дары. В материальных дарах Бог не нуждается, символы и традиции нужны, скорее, самому человеку. В Цекрви мы можем встретить символы всех стихий. От свечи горит пламя, масло используется в лампадах, воду освящают на водосвятных молебнах, а воздух освящается ладаном.  Все эти стихии в Церкви освящаются Божественной благодатью.

Физические и материальные выражения веры – не главное, но все же мирра, ладан и елей в Церкви имеют определенное значение, ведь и Бог воплотился в мир и Пришел спасти людей не в образе Духа, а в материальном воплощении. Он принял на Себя материю, человеческое естество, чтобы спасти нас. Это дает нам основания полагать, что материальная составляющая церковной жизни также важна.

Елей в Священном Писании

Елей – это особое масло, которое не раз упоминалось в Священном Писании и используется в храме по сей день. Его использовали с древних времен в качестве лекарства, в книге Левит именно елеем исцеляли прокаженных. Использовали его для этих целей и апостолы: «…и многих больных мазали и исцеляли» (Мк. 6:13).

На Востоке елеем “короновали” монархов. Новому монарху священнослужитель возливал на голову кубок елея. Это был символ богоизбранности и особого предназначения.

Лишение народа елея в Ветхом Завете упоминается в качестве наказания, в то время как обильное изливание елея всегда было символом благополучия для людей. Елей – один из даров Господа Своему народу. При употреблении елея нужно остерегаться язычества. Так в Писании говорится, что Закон, данный через Моисея, запретил пользоваться елеем для воздаяния культа Ваалу.

Помазание елеем в Библии упоминается, как символ Божественной сущности Иисуса Христа. «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих», – говорится в Библии.

Раньше елеем встречали самых дорогих и долгожданных гостей.

Читайте также – Ладан и его целебные свойства

Елей в Церкви

  • Елей используется во время Крещения, им мажут в знак принадлежности к народу Нового Завета, рождению во Христе.
  • Елей возжигают в лампадках.
  • Елей используют в таинствах и обрядах.
  • Масло, освященное на мощах святых часто помогают явить православные чудеса, обладают чудодейственными лечебными свойствами. Впрочем, важно помнить, что исцеляет не сам елей, а все чудесные события происходят по вере и молитве.

Из чего состоит елей?

Основу елея составляет оливковое масло и различные благовония. Хороший елей отличает несколько характеристик:

  1. Жгучий привкус;
  2. Елей белеет, если температура ниже восьми градусов тепла;
  3. Зеленоватый цвет.

Читайте также — Поклонение волхвов: почему родившемуся Христу принесли золото, ладан и смирну?

В Ветхом Завете состав елея был обозначен довольно четко:

В Библии дано строгое указание на состав елея.

Исход 30:22-25. И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания.

Считалось также, что елей способен изгонять злых духов.

Исход 30:31 А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; 32 тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте подобного ему; оно – святыня: святынею должно быть для вас; 33 кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего.

www.pravmir.ru

ЕЛЕЙ

[от греч. ἔλαιον], оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств, используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением.

В Древнем мире

судя по археологическим находкам, Е. употреблялся в пищу в качестве одного из основных источников жиров, служил косметическим и медицинским средством, а также использовался как горючее вещество для лампад (Hoffner. 1995). Известны обряды помазания Е. царей у хеттов, а в Египте - высших чиновников, вассальных правителей и жрецов; в Ассирии и Вавилонии помазание Е. служило знаком заключения договора (Kutsch. 1963; McCarthy. 1964). В Др. Греции и Др. Риме Е. использовался для натирания тела после бани (Homer. Il. 10. 577; 14. 171 и др.). Атлеты натирались им перед состязаниями. В различных языческих культах существовали обряды приношения Е. и помазания им (Mayer. 1917; Pease. 1937).

В Ветхом Завете

В LXX греч. слово ἔλαιον используется для перевода евр.  (  обычно означает именно оливковое масло; в евр. тексте Библии употребляется 192 раза), реже -  (  - свежеприготовленное масло; в евр. тексте слово встречается 21 раз). Е. был одним из основных сельскохозяйственных продуктов в Палестине и занимал важное место (наряду с хлебом и вином) в рационе питания древних евреев (3 Цар 17. 12-16; Втор 7. 13; 11. 14; 12. 17; 14. 23; 18. 4; 28. 51; 2 Пар 31. 5; 32. 28; Ос 2. 8, 22; Иоил 2. 19-24; Агг 1. 11). Е. также использовался в качестве косметического средства (2 Цар 14. 2; Пс 103. 15; Притч 27. 9; ср.: Втор 28. 40), особенно во время застолий (Ам 6. 6; Пс 22. 5). Символически такое помазание Е. служило выражением радости (Пс 44. 8; Ис 61. 3). Е. использовался в лампадах (Исх 25. 6; 27. 20; Лев 24. 2) и при лечении болезней, в первую очередь язв и ран (Ис 1. 6).

Е. (возможно, с ароматическими добавками) употреблялся для помазания ветхозаветных священников (Аарона и его потомков - Исх 29. 7; 40. 15; Лев 8. 12, 30; 10. 7; 21. 10 след.), царей (Суд 9. 7-16; 1 Цар 10. 1; 16. 1; 2 Цар 2. 7; 5. 3; 3 Цар 1. 34, 39; 19. 15-16; 4 Цар 9. 3, 6; 11. 12) и в исключительных случаях пророков (3 Цар 19. 16). Обычно Е. возливался на голову помазываемого из рога (1 Цар 16. 13) или сосуда (10. 1). Помазание означало передачу власти или очищение и освящение. Поэтому в ряде случаев говорится о том, что помазывает Сам Бог (Пс 44. 8; 1 Цар 9. 16; 10. 1; 16. 3). Возможно, помазание царей совершалось только в особых случаях, для подтверждения легитимности наследования престола. Прор. Исаия говорит о помазании (возможно, символическом) языческого царя Кира, к-рый тем не менее Самим Господом нарекается помазанником (Ис 45. 1), что указывает на мессианское значение этого пророчества. В Зах 4. 14 говорится о 2 помазанных - царе и первосвященнике, «предстоящих Господу всей земли».

В Библии упоминается помазание Е. не только людей, но и различных предметов, связанных с почитанием Бога и служением Ему. Напр., праотец Иаков помазал камень в Вефиле (Быт 28. 18; 35. 14). Е. помазывались скиния, ее утварь, ковчег (скинии) откровения и жертвенник (Исх 29. 36; 30. 26; 40. 9; Лев 8. 10).

В храмовом культе Е. приносился отдельно или смешивался с хлебными приношениями (  ), а также использовался в особых обрядах помазания (Исх 25. 6; 29. 2, 7, 21, 40; 30. 24 и след., 31; 31. 11; 35. 8, 14 и след., 28; 37. 29; 39. 38; Лев 2. 1-16; 5. 11; 6. 15, 21; 7. 10 и след.; 8. 2, 26; 9. 4; 14. 10-29; Числ 4. 9, 16; 5. 15; 6. 15; 7. 13-79; 8. 8; 11. 8; 15. 4-9; 28. 5-20; 29. 3-14; 35. 25). Однако некоторые приношения, наоборот, не должны были содержать в себе Е. (напр., жертва за грех - Лев 5. 11; приношение в связи с ревностью мужа к жене - Числ 5. 15).

Начатки Е. отдавались священникам, в т. ч. в качестве десятины (Втор 18. 4; Числ 18. 12 и след.; 2 Пар 31. 5; Неем 10. 35-39; 13. 12), что служило выражением верности завету с Богом.

Образ Е. часто использовался ветхозаветными пророками (Иез 16. 9, 13, 18 след.; 23. 41; 27. 17; 32. 14; 45. 14, 24 и след.; 46. 5, 7, 11; 46. 14 и след.; Ис 41. 19; 61. 3; Иер 31. 12; 40. 10; 41. 8; Ос 2. 5, 8, 22; Иоиль 1. 10; 2. 19, 24; Мих 6. 7, 15; Агг 1. 11; 2. 12), поскольку обладал богатой семантикой. Из-за того что оливковые деревья растут относительно медленно и собирание их плодов в традиц. культурах всегда сопровождалось радостью, в Свящ. Писании Е. символизировал Божие благословение (Пс 51. 10; 127. 3), прежде всего дарованное Израилю (Иер 11. 16; Иоиль 2. 19, 24; Ос 14. 6-7; Авв 3. 17). Обилие Е. было символом благополучия, богатства и процветания (Втор 32. 13; ср.: Иов 29. 6; во Втор 33. 24 пророчески говорится об Асире: «...окунет в елей ногу свою»), тогда как неурожай маслин, наоборот, означал бедствия (Втор 28. 40).

В эпоху Второго храма

Е. стал одним из тех элементов, на к-рые распространялись строгие законы о чистоте (Ios. Flav. De bell. 2. 21. 2; Idem. Antiq. 12. 3. 1; 11QTemple 22. 15-16; 47. 5-14; 49. 5-13; 1QM 9. 8-9; окончательно они были закреплены в раввинистической лит-ре, см.: Мишна Авода Зара 2. 6; Вавилон. талмуд Авода Зара 36a-b; Шаббат 17b; законы в отношении Е., использовавшегося в храмовом культе, см.: Мишна Хагига 2. 4; Вавилон. талмуд Хагига 3. 30-32; Менахот 86b). Евреям запрещалось вкушать Е. язычников или помазываться им («нечистый» Е. язычников называется «погибельным помазанием» (Iosephus et Aseneth. 8. 5), а «чистый» Е.- «благим» (2 Енох 22. 3-7)). Более того, поскольку Е. мог стать «проводником» нечистоты, не только сектанты-ессеи (Ios. Flav. De bell. 2. 8. 3), но и нек-рые раввины (Мишна Эддуйот 4. 6) вообще отказывались от его употребления (ср. со сказанным Евсевием Кесарийским об Иакове, брате Господнем - Euseb. Hist. eccl. II 23. 5) (см.: Chesnutt. 2005).

В нек-рых памятниках Е., к-рым помазывались священники (или помазывали больных и одержимых демонами), иногда называется «святым» (11QPsa 28.11; Test. XII Patr. III [Levi] 8. 4; Apocalypsis (Testamentum) Adam. 10. 4; однако в 2 последних примерах не исключены христ. интерполяции или христ. происхождение памятника в целом). В различных версиях «Жития Адама и Евы» встречается история о том, как больной Адам отправляет Еву и Сифа в Эдем, чтобы вымолить у Бога «елей милости» (или «елей жизни», «елей от древа милости»), к-рый исцеляет от всех болезней (греч., арм., груз. версии - Vita Adam et Eva. 9. 4; 13. 1-4; лат. версия - 36. 2; 40. 1; 41. 2; 42. 3). Этот Е. передает им арх. Михаил. В нек-рых версиях поясняется, что речь идет о крещальном Е. или о помазании Св. Духом (в арм. версии упом. «елей радования» - 13. 4). В греч. версии «Жития Адама и Евы» говорится также о помазании Е. перед погребением (Vita Adam et Eva. 40. 2).

В «Повести об Иосифе и Асенеф» упоминается наряду с «благословенным хлебом жизни» и «чашей бессмертия» «помазание нетления» (Iosephus et Aseneth. 8. 5; 15. 4), под к-рым можно иметь в виду как «чистый» Е., так и одно из христ. веществ таинств, если текст христ. происхождения. Молитвы-благословения вина и Е. известны по относительно поздним раввинистическим памятникам (Берахот 43b).

В Новом Завете

термин «Е.» может иметь как бытовое (напр., в качестве продукта Е. упом. в Лк 16. 6; Откр 6. 6; в качестве лампадного масла - в Мф 25. 3; в качестве медицинского средства - в Лк 10. 34; как косметическое средство, но использованное для символического выражения радости,- в Мф 6. 17; как знак гостеприимства - в Лк 7. 46), так и богослужебное употребление (ветхозаветные обычаи помазания священников, царей и пророков прилагаются ко Господу Иисусу, Который именуется «Мессией, то есть Христом» (Ин 4. 25), «Помазанником», Который был помазан не обычным Е., а Св. Духом (Лк 4. 18; Деян 4. 27; 10. 38); в Евр 1. 9 дается мессианское истолкование Пс 44. 8 - помазание царя перед браком толкуется как помазание Сына Божия).

В Мк 6. 13 говорится о том, что апостолы во время проповеди совершали помазывание Е., к-рый не только исцелял, но и изгонял нечистых духов. В Иак 5. 14 сообщается, что помазание Е. пресвитерами дарует как исцеление от болезней, так и прощение грехов. В Предании Церкви эти слова считаются основанием для установления таинства Елеосвящения и различных врачевания чинов.

Хотя в НЗ прямо не упоминается ни предкрещальное помазание Е., ни таинство Миропомазания, ряд мест, возможно, содержит аллюзии на них или символически указывает на один из аспектов таинства Крещения - помазание Св. Духом (2 Кор 1. 21; Еф 1. 13; 4. 30; 1 Ин 2. 20, 27).

В христианском богослужении

Е. употребляется как при совершении таинств, так и в др. чинопоследованиях. Е. может использоваться как в чистом виде, так и с добавлением множества ароматических веществ - в составе св. мира (к-рое необходимо при совершении Крещения и Миропомазания, при освящении храма, а в католич. Церкви - также в чинах Конфирмации и священнического рукоположения). В чине таинства Елеосвящения Е. смешивается с вином или водой.

Важнейшее значение Е. проявляется в его употреблении в чинах Крещения и Миропомазания. В разных литургических традициях известно от 1 до 4 помазаний Е. (включая помазание св. миром) при совершении таинства Крещения. В частности, в визант. традиции, повсеместно принятой в правосл. Церкви, освященным Е. («елеем радования»; в древности он мог пониматься и как символ помазания Св. Духа, и как знак экзорцизма по отношению к приходящему ко Крещению) помазываются крещальная вода и сам крещаемый до его Крещения; после Крещения новокрещеный помазывается св. миром в Миропомазании (см. об этом в ст. Крещение).

В таинстве Елеосвящения помазание Е. составляет видимую сторону происходящего. Е. освящается епископом (на Западе) или пресвитером (на Востоке) и означает милость Божию (эта же символика, возможно, лежит в основе преданафоральной визант. аккламации «Милость мира» (или в древнейших рукописях «Милость, мир»), в к-рой можно усмотреть игру слов, поскольку по-гречески слова «Е.» и «милость» фонетически близки).

Е. употребляется и в составе священнодействий, не включаемых в число таинств. Наряду с хлебом и вином он благословляется во время чина благословения хлебов, истоки которого восходят к практике древних монашеских общин. Кроме того, в визант. традиции существует обычай во время праздничной всенощной помазывать прихожан Е., взятым из лампады, горящей у иконы празднуемого святого (см.: Типикон. Главы 3 и 48 (описание службы 26 сент.)). Это помазание символизирует благословение, к-рое святой невидимо преподает верующим. Требник предписывает возливать Е. на могилу усопших мирян, монахов и священников при их погребении - в древности этому обряду придавалось большое значение (см.: Areop. EH. 7; вероятно, из этой же традиции происходит и обычай совершать Елеосвящение над усопшими, к XVII в. вышедший из церковной практики).

Употребление Е. в пищу регламентировано церковным уставом (в частности, в дни строгого поста предписывается сухоядение). В апостольскую эпоху Е. приносился среди начатков пророкам (Didache. 13. 6), позже - епископам (Const. Ap. 2. 34. 5; 7. 29. 3). Е. издавна используется для освещения церквей (Ап. 3).

В целом за богослужением принято употреблять именно оливковое масло (см. символику в Рим 11. 17). В арм. традиции оно заменялось кунжутным, что порицали визант. полемисты. В РПЦ иногда ввиду отсутствия или дороговизны оливкового используется подсолнечное масло, но это допустимо лишь в крайних случаях.

Лит.: Марков Н. Елей // ПБЭ. Т. 5. Стб. 390-391; Mayer C. Das Öl im Kultus der Griechen: Diss. Hdlb., 1917; Pease A. S. Oleum // Pauly, Wissowa. 1937. Bd. 17. Col. 2454-2473; Schlier H. ἔλαιον // TDNT. Vol. 2. P. 470-473; Ross J. F. Oil // IDB. Vol. 3. P. 592-593; Kutsch E. Salbung als Rechtsakt im Alten Testament und im Alten Orient. B., 1963; McCarthy D. J. Hosea XII 2: Covenant by Oil // VT. 1964. Vol. 14. P. 215-221; Hoenig S. B. Oil and Pagan Defilement // Jewish Quarterly Review. 1970/1971. Vol. 61. P. 63-75; Baumgarten J. The Essene Avoidance of Oil and the Laws of Impurity // Idem. Studies in Qumran Law / Ed. J. Neusner. Leiden, 1977. P. 88-97; Goodman M. Kosher Olive Oil in Antiquity // A Tribute to G. Vermès: Essays on Jewish and Christian Literature and History / Ed. P. R. Davies, R. T. White. Sheffield, 1990. P. 227-245; Hoffner H. A., Jr. Oil in Hittite Texts // BiblArch. 1995. Vol. 58. P. 108-114; Olive Oil in Antiquity: Israel and Neighbouring Countries from the Neolithic to the Early Arab Period / Ed. D. Eitram, M. Heltzer. Padova, 1996; Chesnutt R. Perceptions of Oil in Early Judaism and the Meal Formula in «Joseph and Aseneth» // JSP. 2005. Vol. 14. N 2. P. 113-132. Литургика. Основные понятия Символика христианская Вещества таинств, природные элементы, используемые при совершении таинств и иных священнодействий Таинство Крещения Елей, оливковое масло, в христианской Церкви одно из веществ таинств, используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением Елеосвящение [Соборование, букв.- молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в котором при помазании тела больного специально освященным елеем Таинство Елеосвящения Таинство Миропомазания ВЕЩЕСТВА ТАИНСТВ природные элементы, используемые при совершении таинств и иных священнодействий ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ в правосл. богослужении общее наименование различных видов помазания освященным елеем ВОДА один из первоэлементов тварного мира ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ [Соборование, букв.- молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ стих из Галатам послания ап. Павла (Гал 3. 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»), используемый в правосл. богослужении. «Е. во Х. к.» входит в состав визант. чина таинства Крещения АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение АГСАВАЛИ грузинский богослужебный певческий термин АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АККЛАМАЦИЯ в христ. литургич. обиходе - текстовая, либо текстово-мелодическая формула АКСИОС часть чинопоследований диаконской, пресвитерской, епископской хиротонии АЛКОНОСТ морская птица, символизирующая Божий Промысел и Божие милосердие АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ выяснение иносказательного смысла Свящ. Писания, литургического чина, религ., философск. и пр. текстов

www.pravenc.ru

Освященное масло — источник духовных сил и средство телесного врачевания » Благоздравница

Храмы и монастыри трепетно берегут свои святыни: мощи святых людей, иконы, творящие чудеса. Некоторые иконы, равно как и мощи православных святых, источают миро. Его принято бережно собирать и добавлять в вазелиновое или растительное масло. Также в масляные составы добавляют капли лампадного масла из неугасимых светильников, размещенных рядом с мощами и иконами.

Собранное масло разливают в сосуды, которые каждый желающий может приобрести и использовать в лечебных целях. С помощью этого освященного масла улучшается и физическое состояние верующего, и наступает успокоение душевных терзаний и беспокойств. Особенностью действия освященного масла является быстрый и довольно мощный врачевательный эффект.

Помазание (Фото с сайта pravoslavie.ru)

Елейное масло — символ милости Бога

Оливковое масло с добавлением ароматических компонентов, именуемое елей, проходило освящение с помощью молитвы и активно использовалось для лечения с первых столетий развития христианства.

Освященное масло имеет глубокую символику и является воплощением милости Бога, Божьей благодати, а также соотносится с понятиями благодатной радости и оживления. Апостолы использовали масло для врачевания больных и прокаженных. Обряд помазания маслом сопровождал процесс дарования человеку части Божественного Духа, который с момента окропления маслом пребывал в душе верующего неизменно.

Важное таинство Елеосвящения также связано с помазанием христианина освященным маслом во имя Бога с целью излечения и сопровождения в земной жизни в состоянии исполненности Святым Духом. Елеосвящение не только врачевало недуги, но и отпускало грехи, то есть приводило христианина в чистое состояние благодарного служения Богу. Сила Елеосвящения заключалась главным образом в сопроводительной пресвитерской молитве.

Обычное помазание освященным маслом вне рамок таинства также исцеляет тело и врачует душу, но не имеет силы, сопоставимой с эффектом проведения Елеосвящения. Исцеление освященным маслом предполагает лечебный эффект самого масла и его благодатного воздействия, хотя сила молитвы болящего и стойкость его веры также играют большую роль в выздоровлении.

Елей является символом вечного блаженства и вместе с вином и пшеницей выступает пищей, дарованной людям Богом для жизни. Изобилие этих трех продуктов — знак Божьей милости и дарованного спасения. А само растущее масличное дерево выступает символом праведного Божьего человека, готовящего себя для вечной жизни и неуклонно следующего заветам.

Как пользоваться освященным маслом?

Благо от применения освященного масла будет, прежде всего, для каждого истинно верующего христианина. Верно утверждал Апостол Павел, что верующему на благо пойдет все. Освященному маслу не случайно приписывают чудодейственные возможности, но, разумеется, исцеляет не столько само масло, сколько молитвы и сила веры.

Освященное масло особенно быстро поможет тому, кто живет жизнью Церкви, не пропускает Причастие и Исповедь. После службы при чтении дома молитв перед сном советуют осенить себя крестным помазанием освященным маслом.

Наносить масло следует крестообразно от правой стороны к левой, непосредственно осеняя крестом больное место. После нанесения масло можно растирать для лучшего впитывания. Наносится масло либо с помощью специально приобретенной для этих целей небольшой кисточки, либо фитилем свечи.

Какие бывают виды освященного масла?

Освященное масло может быть лампадным, вазелиновым и растительным. Последнее пригодно в пищу. Его можно капать в небольшом объеме на просфору, артос, антидор или любые продукты со стола, а затем вкушать пищу. При вкушении освященного масла обязательно прочесть соответствующую молитву.

Непищевое освящено масло подходит для помазания. В церковных лавках предлагаются как освященные на мощах масла, так и просто лампадные масляные составы, которые также являются освященными. В отношении использования масел в Церкви существуют строгие правила.

Так, например, масло, бывшее на Елеосвящении, нельзя помещать в лампады или смешивать с другими веществами, а также выливать. Елеосвященное масло подобно по силе святой воде, но оно непригодно для окропления домов. Такое масло исцеляет болезни при нанесении на тело, а также бодрит дух здорового при ежедневном утреннем крестообразном помазании сердца и области лба.

Освященное на мощах святых масло тесно связывается с той святыней, к которой относится. Соответственно, помогать в болезни будет Святой, и с молитвами обращаться следует к нему. Также при помазании подойдет молитва «Отче Наш…» или молитвенное обращение к Богородице. При незнании молитв не возбраняется своими словами просить об исцелении: при должном усердии и искренности болезнь под воздействием освященного масла отойдет.

Освящение елея (Фото с сайта pravmir.ru)

Как хранить освященное масло?

Освященное масло относится к числу наиболее почитаемых и оберегаемых Святынь Православия, поэтому хранить флаконы с маслом надлежит в соответствующем месте — рядом с домашними иконами. Масло нельзя размещать рядом с медикаментами, косметическими средствами, в холодильниках.

Как поделиться освященным маслом?

Итогом поездки по дальним Святым местам часто становится приобретение многочисленных редких и особенно целебных освященных масел от мощей. Такие уникальные масла удивительно быстро вылечивают болезни, но и их объем не так велик, что можно раздать масло всем знакомым и болящим.

Дивеевские традиции позволяют в таких случаях подготовить чистый флакон, наполнить его простым растительным маслом и путем сопроводительных молитв освятить на дарение. Молитвы над приготовляемым составом должны непременно включать в себя обращение к Богородице, молитву «Отче Наш…» и молитвенное слово к тому святому, от чьих мощей освящено ваше масло.

Какое освященное масло имеет самую большую лечебную силу?

Масло может быть освящено по разным поводам, но самым сильнодействующим является освященное масло, полученное после проведения Елеосвящения. Этот состав для больного станет наиболее эффективным врачевательным средством.

Масло, освященное у лампад мест великой святой силы, а также привезенное из мест с мощами великих старцев и чудотворными иконами, считается также самым сильнодействующим. Таким маслом следует мазать болящие участки тела так часто и интенсивно, сколь сильна боль. Наносить можно как непосредственно масло, так и ватный тампон, пропитанный составом, или часть ткани. Эти материалы впоследствии полагается строго сжечь, но не выбрасывать.

Освященное масло подходит для лечения разных заболеваний, и в зависимости от характера недуга масла не разделяют. При мигренях масло наносят на виски, при бесплодии — на низ живота, при аллергии — на повреждаемые чаще всего зоны.

blagozdravnica.ru


Смотрите также