Индекс вязкости трансмиссионного масла какой лучше


Индекс вязкости масел — типы и характеристики трансмиссионных масел

Индекс вязкости масла — это составная величина, иллюстрирующая изменение вязкости масла с изменением окружающей температуры. Попробуем разобраться, зачем нужно знать индекс вязкости обычному автовладельцу, отчего и зачем меняется вязкость моторного масла.

Вязкость моторного масла, во-первых, является показателем его смазывающих свойств, так как от вязкости зависит качество смазывания, распределение масла на поверхностях трения и, тем самым износ двигателя.

Во-вторых, от вязкости зависят потери энергии при работе двигателя. Чем выше вязкость, тем толще масляная пленка и надежнее смазывание, но тем больше потери мощности на преодоление жидкостного трения.

Простым языком, понятным автолюбителю, можно сказать так: вязкость трансмиссионного масла – это его способность оставаться на поверхности внутренних деталей мотора и при этом сохранять текучесть. Не сложно? Но ведь именно вязкость масла более всего меняется в зависимости от температуры, являясь «переменной» величиной?

Именно поэтому, Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает вязкость трансмиссионного масла того или иного автомобильного масла при разных рабочих температурах. По существу, эта классификация дает диапазон температур, в котором работа двигателя является безопасной, при условии, что производитель мотора допустил моторное масло с такими параметрами к использованию в этом двигателе.

Сам индекс вязкости - это безразмерная величина, т.е. не измеряется в каких-либо единицах, это просто условное число. Чем выше индекс вязкости моторного масла, тем в более широком температурном диапазоне масло обеспечивает работоспособность двигателя.

Другими словами, чем выше индекс вязкости масла — тем жиже масло при низкой температуре, и тем меньше изменяются вязкостные характеристики трансмиссионного масла при высокой температуре. Чтобы обеспечить холодный пуск двигателя (проворачивание коленвала стартером и прокачивание масла по системе смазки) при низких температурах, вязкость трансмиссионного масла не должна быть очень большой. При высоких температурах, наоборот, масло не должно иметь очень малую вязкость, чтобы создавать прочную масляную пленку между трущимися деталями и необходимое давление в системе.

Исходя из этого, для каждого отдельно взятого двигателя производитель определяет компромиссные оптимальные параметры моторного масла. Именно эти параметры, как считает производитель мотора, должны обеспечить максимальный коэффициент полезного действия (КПД) при минимальном износе внутренних деталей мотора при заданных «типичных» условиях эксплуатации.

Увидеть показатель индекса вязкости масла можно в характеристиках трансмиссионного масла, который указывается самим производителем.

Типы трансмиссионных масел

На этикетке после аббревиатуры SAE мы видим несколько чисел, разделенных буквой W и тире, например 5W-30 (для всесезонного масла, которое, как правило и используют все автолюбители). Не вдаваясь в сложную терминологию, расшифровать эти надписи по типам трансмиссионных масел можно так:

5W – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35° С (т.е. от цифры перед W нужно отнять 40). Это та минимальная температура этого масла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать автомобильное масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет.

Больше первая цифра перед W ровным счетом ничего не означает, и на работу прогретого двигателя никак не влияет. Поэтому если Вы живете в регионе, где температура воздуха зимой редко опускается ниже -20°С – Вам по данному параметру подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии Ваши стартер и аккумулятор, если они уже слегка подуставшие, им безусловно легче будет завести мотор при -20°С на масле 0W-30, чем если это будет 15W-40.

Второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (в данном случае это 30). Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, так как это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это, или плохо именно для Вашего мотора – знает только производитель автомобиля.

Дополнительно заметим, масла, в зависимости от вязкостных свойств, используются при зимней и летней эксплуатации. Использование зимой летних сортов масел ведет к дополнительному расходу топлива до 8%; использование зимних масел летом — к повышенному износу двигателя, увеличению расхода масла на угар.

 От значения вязкости зависит прокачиваемость по масляной системе, отвод тепла от трущихся поверхностей, их чистота. Это обеспечивает масло с меньшей вязкостью. Для уплотнения зазоров в изношенных двигателях при работе с повышенными давлениями требуются масла с более высокой вязкостью.

Качественными маслами являются те, которые имеют небольшую вязкость при отрицательных температурах и обеспечивают хорошую текучесть, минимальные пусковые износы, а при рабочих температурах имеют высокую вязкость (то есть вязкость остается стабильной независимо от температуры) и хорошие смазочные свойства.

1ak.by

Вязкость и индекс вязкости

KIXX PAO  KIXX GOLD   KIXX NEO   KIXX D1   KIXX PAO1   KIXX G1   KIXX DX   KIXX DYNAMIC   KIXX ATF

Что такое вязкость?

Одной из наиболее важных характеристик моторного масла в поддержании смазывающей пленки между движущимися деталями является ее вязкость. Вязкость может рассматриваться как его «толщина» или мера его внутреннего сопротивление течению. Вода, например, является «текучей», ее вязкость низкая, в то время, как мед «густой», и его вязкость выше. Вязкость моторного масла должна быть достаточно большой для поддержания смазывающей пленки, но достаточно низкой, чтобы масло могло течь по деталям двигателя при всех условиях его эксплуатации. Индекс вязкости определяет то, насколько вязкость масла изменяется при изменении температуры. Более высокий индекс вязкости указывает на то, что вязкость масла изменяется при изменении температуры меньше, чем вязкость масла с более низким индексом вязкости. Моторные масла с более высокими индексами вязкости истончаются менее при более высоких температурах, что обеспечивает постоянную пленку масла на деталях.

Что такое индекс вязкости?

Индекс вязкости масла – это число, которое обозначает воздействие изменения температуры на вязкость масла. Низкий индекс вязкости обозначает относительно большое изменении вязкости с изменением температуры. Другими словами, масло становится исключительно текучим при высокой температуре и исключительно вязким при низких температурах. Другими словами, высокий индекс вязкости означает относительно небольшие изменения вязкости в широком диапазоне температур. Идеальное масло для большинства применений имеет постоянную вязкость при любых температурах. Необходимость индекса вязкости легко продемонстрировать на автомобильных маслах. Масло с высоким индексом вязкости препятствует излишнему загустеванию масла, когда двигатель холодный, и соответственно, оно способствует быстрому запуску и быстрому продвижению масла по системе, но оно препятствует излишнему размягчению при горячем двигателе, что обеспечивает полноценную смазку и предотвращает чрезмерный расход топлива. Другим примером важности индекса вязкости является потребность в гидравлических маслах для военных самолетов, так как гидравлическая система должна работать при температурах ниже -65°С на больших высотах и при температурах, превышающих 100°С на земле. Для нормальной работы гидравлических систем управления гидравлическая жидкость должна иметь достаточно высокий индекс вязкости для обеспечения функционирования системы в экстремальных ожидаемых температурных режимах. Жидкости с высокой вязкостью имеют большее сопротивление нагреванию, чем жидкости с низким индексом вязкости. Обычная гидравлическая жидкость имеет относительно гибкую вязкость. К счастью, имеется широкий выбор жидкостей, которые могут использоваться в диапазонах вязкости, требуемых от гидравлических жидкостей. Индекс вязкости масла можно определить, если его вязкость при любых двух температурах известна. Таблицы, созданные по результатам большого количества измерений, публикуются Американским обществом специалистов по испытаниям и материалам (ASTM). Данные таблицы позволяют определять индекс вязкости исходя из известных значений вязкости.

Применение

Используются для обозначения качества моторных масел для бензиновых и дизельных    двигателей. Масла, имеющие данные знаки, соответствуют требованиям к характеристикам, установленным американскими и другими производителями автомобилей и двигателей. Во всем мире в данной программе сертификации участвуют более 500 компаний. Система поддерживается программой тестирования и проведения отбора образцов на рынке.

Масло, отмеченное данным знаком, соответствует действующим стандартам защиты двигателей и экономии топлива Международного комитета по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC) совместного проекта американских и японских автомобилестроителей. Автомобилестроители рекомендуют масла, которые имеют данный знак сертификации API. (См. таблицу СТАНДАРТ ILSAC ДЛЯ МАСЕЛ ДЛЯ ПАССАЖИРСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ на следующей странице, на которой содержатся описания действующего и устаревших стандартов ILSAC.)

Категории масла для бензиновых двигателей (для легковых автомобилей и легких грузовиков с бензиновыми двигателями); масла, предназначенные для обслуживания бензиновых двигателей, подпадают под категорию “S” (service, услуги) в классификации API. (См. описание действующих и устаревших категорий услуг API.) Категории масел для дизельных двигателей (для тяжелых грузовиков и автомобилей с дизельными двигателями); масла, предназначенные для обслуживания дизельных двигателей, относятся к категории “C” стандарта API (Коммерческие категории. См. таблицы БЕНЗИНОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ и ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ на последующих страницах, в которых содержится описание действующих и устаревших категорий услуг API. Служит для указания способности масла к течению при определенной температуре. Требования у автомобилей могут быть различными. Руководствоваться рекомендациями производителя автомобиля относительно вязкости по стандарту SAE.

Эти обозначения применяются к маслам, которые предназначаются для использования в бензиновых двигателях, вэнах и легких грузовиках. Широкое применение масел с маркировками «Экономия ресурсов или Экономия энергии» может привести к общей экономии топлива автомобилях.

Масла, предназначенные для использования в дизельных двигателях, могут также соответствовать услугам бензиновых двигателей. Для таких масел используется символ “C”, за которыми следуют масла, обозначаемые символом “S”. Масла категории “C” в основном предназначены для дизельных двигателей и могут не обладать всеми характеристиками, которые требуют производители бензиновых двигателей.

Обозначение “CI-4 PLUS” применяется к маслам, предназначенным для обеспечения высокого уровня защиты от возрастания вязкости, вызванной тонко дисперсионными частицами, и от потери вязкости вследствие расклинивания дизельных двигателей. Когда CI-4 PLUS было первоначально выведено на рынок, оно именовалось CI -4 и соответствовало более высоким уровням требований. Масла группы CI -4 включают все требования к характеристикам CI-4 PLUS. Маркировка CI-4 PLUS появляется в нижней части Символа Услуг “DONUT, присваемого API.

В таблице приводятся текущие и утратившие силу стандарты ILSAC и категории услуг масел по классификации API (Американского нефтяного института). Перед использованием данных таблиц владельцы автомобилей должны руководствоваться рекомендациями, содержащимися в инструкциях к их автомобилям. Они могут иметь несколько уровней эксплуатационных характеристик.

Для бензиновых автомобильных двигателей действующий стандарт ILSAC и эксплуатационные характеристики масел по классификации API включают эксплуатационные свойства каждой предшествующей категории, и они могут использоваться для обслуживания более старых автомобилей, для которых была рекомендована предшествующая категория масел.

Наименование Статус Услуга
GF-5 ДЕЙСТВУЕТ Введен в действие в октябре 2010 для автомобилей производства 2011 года и ранее. Предназначен для обеспечения улучшенной высокотемпературной защиты колец поршней и систем турбонаддува, более жесткого контроля отложений продуктов окисления, снижения расхода топлива, повышения совместимости систем контроля выбросов, совместимости уплотнений и защиты двигателей, работающих на топливе, содержащем этанол вплоть до E35.
GF-4 ОТМЕНЕН Действовал до 30 сентября 2011 г. Использовать GF-5 в случаях, когда рекомендуется GF-4.
GF-3 ОТМЕНЕН Использовать GF-5 в случаях, когда рекомендуется GF-3.
GF-2 ОТМЕНЕН Использовать GF-5 в случаях, когда рекомендуется GF-2.
GF-1 ОТМЕНЕН Использовать GF-5 в случаях, когда рекомендуется GF-1.
КАТЕГОРИЯ СТАТУС УСЛУГА
SH ОТМЕНЕН Введен в действие в октябре 2010 для автомобилей производства 2011 года и ранее. Предназначен для улучшенной высокотемпературной защиты колец поршней, более жесткого контроля отложений продуктов окисления и совместимости уплотнений. Экономия ресурсов API SN соответствует ILSAC GF-5, совмещая характеристики API SN с повышением экономичности по топливу, защитой систем турбонаддува, совместимостью систем контроля выбросов, защиты двигателей, работающих на топливе, содержащем этанол вплоть до E35
SM ОТМЕНЕН Для автомобильных двигателей производства 2010 г. и ранее.
SL ОТМЕНЕН Для автомобильных двигателей производства 2004 г. и ранее.
SJ ОТМЕНЕН Для автомобильных двигателей производства 2001 г. и ранее.
SH ОТМЕНЕН
SG ОТМЕНЕН
SF ОТМЕНЕН
SE ВНИМАНИЕ:Не подходит для использования в бензиновых автомобильных двигателях, произведенных после 1979 г.
SD Не подходит для использования в бензиновых автомобильных двигателях, произведенных после 1971 г. Использование в более современных двигателях может привести к неудовлетворительной работе двигателя или нанести вред оборудованию.
SC ВНИМАНИЕ: Не подходит для использования в бензиновых автомобильных двигателях, произведенных после 1967 г. Использование в более современных двигателях может привести к неудовлетворительной работе двигателя или нанести вред оборудованию.
SB ВНИМАНИЕ: Не подходит для использования в бензиновых автомобильных двигателях, произведенных после 1951г. Использование в более современных двигателях может привести к неудовлетворительной работе двигателя или нанести вред оборудованию.
SA ВНИМАНИЕ: Не содержит присадок. Не подходит для использования в бензиновых автомобильных двигателях, произведенных после 1930 г. Использование в более современных двигателях может привести к неудовлетворительной работе двигателя или нанести вред оборудованию.

AMERICAN PETROLEUM INSTITUTE | ENGINE OIL LICENSING AND CERTIFICATION SYSTEM1220 L Street, NW | Washington, DC 20005-4070 | USA | Sales: 713-964-2662 | Service: 202-682-8516 | Fax: 202-962-4739 | Email: eolcs@api.org | www.api.org/eolcs Copyright 2010 – American Petroleum Institute, all rights reserved. API, the API logo, the API Service Symbol (Donut), the API Service Symbol with CI-4 PLUS logo and the API Certification

Mark (Starburst) are either trademarks or registered trademarks of API in the United States and/or other countries. API Communications: 2010-140 | 12.02.10 | PDF

КАТЕГОРИЯ СТАТУС УСЛУГА
CJ-4 ДЕЙСТВУЕТ Для высокоскоростных четырехтактных двигателей, спроектированных для соответствия стандартам по выхлопным газам 2010 г. Предназначены для передвижения по дорогам и вне дорог уровня Tier 4, а также — для дизельных двигателей моделей, выпущенных в предшествующие годы. Эти масла разработаны для различного использования, совместимы с дизельным топливом с содержанием серы до 500 частиц на миллион (0.05 % по весу). Однако использование данных масел с топливом, содержание серы в котором превышает 15 единиц на миллион (0,0015 по весу) может оказать воздействие на долговечность систем выхлопа и сократить сроки проведения смазки. Масла CI-4 особенно эффективны для поддержания долговечности систем контроля выхлопных газов, в которых используются специальные фильтры и другие модернизированные системы выхлопа. Оптимальная защита обеспечивается для контроля загрязнения каталитического нейтрализатора, блокирования фильтра улавливания частиц, износа двигателя, отложений на поршнях, отложений на поршнях, низко- и высоко-температурной стабильности, свойств по удалению нагара, вспенивания и потери вязкости вследствие шкота. Масла API CI-4 превосходят по своим характеристикам масла API CI-4 с СI-4 PLUS, CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4 и могут эффективно использоваться для смазки двигателей этих категорий услуг по классификации API.
CI-4 ДЕЙСТВУЕТ Введен в действие в 2002 г. Для высокоскоростных четырехтактных двигателей, спроектированных, чтобы соответствовать стандартам по выхлопным газам 2004 г., введенным в действие в 2002 г. Масла CI-04 разработаны для того, чтобы поддерживать долговечность двигателей, в которых используется система рециркуляции выхлопных газов, и они предназначены для использования с дизельным топливом с содержанием cеры до 0,5% по весу. Могут использоваться вместо масел марок CD, CE, CF-4 и СР-4. Некоторые из масел марки CI-4 могут квалифицироваться как CI-4 PLUS.
CH-4 ДЕЙСТВУЕТ Введен в действие в 1998 г. Для использования в высокоскоростных четырехтактных двигателях, спроектированных, чтобы соответствовать стандартам по выхлопным газам 2004 г. Масла СР-4 специально созданы для использования совместно с дизельными топливами с содержанием сферы до 0,5% по весу. Могут использоваться вместо масел марок CD, CE, CF-4 и CG-4.
CG-4 ОТМЕНЕН Введен в действие в 1995 г. Для использования в высокоскоростных четырехтактных двигателях, работающих в тяжелых условиях, на топливах с содержанием серы менее 0,5% по весу. Масла CG-4 требуются для использования в двигателях, отвечающих стандартам по выхлопным газам 1994 г. Могут использоваться вместо масел марок CD, CE и CF-4.
CF-4 ОТМЕНЕН Введен в действие в 1990 г. Для использования в высокоскоростных четырехтактных двигателях, без и с турбонаддувом. . Могут использоваться вместо масел марок CD и CE.
CF-2 ОТМЕНЕН Введен в действие в 1994 г. Для использования в двухтактных двигателях, работающих в тяжелых условиях. Могут использоваться вместо масел марки CD-II.
CF ОТМЕНЕН Введен в действие в 1994 г. Для использования в дизельных двигателях с предкамерой, предназначенных для работы вне дорог и других, включая те, которые работают на топливе с содержанием серы, превышающем 0,5%. Могут использоваться вместо масел марки CD-II.
CE ОТМЕНЕН Введен в действие в 1985 г. Для использования в высокоскоростных четырехтактных двигателях без и с турбонаддувом. Могут использоваться вместо масел марок CG и CD.
CD-II ОТМЕНЕН Введен в действие в 1985 г. Для использования в двухтактных двигателях
CD ОТМЕНЕН Введен в действие в 1965 г. Для использования в некоторых двигателях без и с турбонаддувом.
CC ОТМЕНЕН Не подходит для использования в дизельных двигателях, произведенных после 1990 г.
CB ОТМЕНЕН Не подходит для использования в дизельных двигателях, произведенных после 1951 г.
CA ОТМЕНЕН Не подходит для использования в дизельных двигателях, произведенных после 1950 г.

Широко используются такие универсальные масла, как SAE-DW-30 и 10W-90, так как при всех экстремально высоких и низких температурах они достаточно жидкие для того, чтобы течь при низких температурах и достаточно uecnst для того, чтобы хорошо работать при высоких температурах. Примечание: потребности двигателей могут различаться. РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ ОТНОСИТЕЛЬНО МАРКИ ВЯЗКОСТИ МАСЕЛ.

ЕСЛИ ОЖИДАЕТСЯ, ЧТО МАКСИМАЛЬНО НИЗКАЯ ТЕСПЕРАТУРА ОКРУЖАЮЩЕГО ВОЗДУХА СОСТАВИТ
0°C (32°F)
–18°C (0°F)
Ниже -18°С (°0F)
ТИПОВЫЕ ИНДЕКСЫ ВЯЗКОСТИ МАСЛА ДЛЯ ПАССАЖИРСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ
0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30, 10W-30, 10W-40, 20W-50
0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30, 10W-30, 10W-40
0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30

KIXX PAO  KIXX GOLD   KIXX NEO   KIXX D1   KIXX PAO1   KIXX G1   KIXX DX   KIXX DYNAMIC   KIXX ATF

kixxoil.ru

Маркировка трансмиссионного масла по стандартам SAE и API (GL)

Каждый водитель знает о необходимости своевременной замены масла в двигателе. Но далеко не все думают о том, насколько важно менять масло в коробке передач. Трансмиссионное масло, как и моторное масло, имеет свой срок службы. В среднем, менять масло в коробке передач современного автомобиля нужно каждые 60-70 тысяч километров пробега, при его эксплуатации в нормальных условиях.

В продаже можно найти трансмиссионное масло от разных производителей. Все оно классифицируется по двум международным стандартам — SAE и API. В рамках данной статьи рассмотрим, как происходит классификация масла по этим стандартам.

Оглавление: 1. Зачем используется трансмиссионное масло 2. Классификация трансмиссионных масел по SAE 3. Классификация трансмиссионных масел по API (GL)

Перед тем как переходить к маркировке трансмиссионного масла, нужно разобраться с тем, какие задачи перед ним ставятся. Это важно, чтобы понимать, почему именно на определенные параметры подобных расходных жидкостей обращают внимание при классификации.

Трансмиссионное автомобильное масло должно:

  • Отводить тепло, возникающее в процессе работы трущихся деталей коробки передач;
  • Снижать трение деталей коробки передач друг о друга. Снижая трение элементов коробки передач, удается снизить их износ;
  • Снижение энергии, затраченной на трение, благодаря образованию масляной пленки на элементах коробки передач;
  • Снижать негативное влияние от возможных окислительных процессов, возникающих в коробке передач в процессе работы;
  • Не терять свои свойства при контактировании с водой;
  • Не влиять негативным образом на резиновые элементы — различные уплотнители;
  • Не терять свои качества при “простое” автомобиля без движения, в том числе и при продолжительном хранении автомобиля;
  • Не пениться в процессе работы, в том числе и при попадании в масло микрочастиц от износа элементов;
  • Минимизировать шум, возникающий в процессе работы коробки передач;
  • Не иметь в своем составе компонентов, которые бы выделяли токсичные пары в процессе нагревания.

Исходя из перечня задач, которые ставятся перед трансмиссионными маслами, можно понять, что подобные составы представляют собой сочетание базового масла с большим количеством всевозможных присадок. Данный состав должен иметь определенную вязкость, чтобы выполнять все поставленные перед ним задачи, и вязкость не должна сильно меняться, в зависимости от температуры.

Классификация трансмиссионных масел по SAE

Классификация SAE (она же часто в литературе может обозначаться SAE J 306 C) была разработана американской ассоциацией автомобильных инженеров. Она подразделяет трансмиссионные масла по степени вязкости на следующие 9 категорий: 70W, 75W, 80W, 85W, 80, 85, 90, 140 и 250.

Масла, у которых в классификации SAE указана буква W предназначены для эксплуатации в условиях низких температур окружающей среды.

Если у масла не указана буква W, оно предназначено для летнего периода.

Класс вязкости Минимальная температура, 0C Вязкость, сСт
70W -55 4,1 / –
75W -40 4,1 / –
80W -26 7,0 / –
85W -12 11,0 / –
80 7,0 / < 11,0
85 11,0 / < 13,5
90 13,5 / 24,0
140 24,0 / 41,0
250 41,0 / –

Обратите внимание: Также имеются всесезонные трансмиссионные масла, маркировка которых имеет два обозначения. Например, зимние 70W и 80W и летние 80 и 90. То есть на упаковках с таким маслом обозначения указаны через дефис: 70W-80 или 80W-90.

Классифицируя масла по степени вязкости, берется в расчет минимальная температура, при которой масло обладает необходимым показателем динамической вязкости (150 тысяч сП — санти-пуазов). Также учитывается минимальная кинетическая вязкость при нагреве масла до 100 градусов по Цельсию.

Классификация трансмиссионных масел по API (GL)

Тогда как классификация SAE делит трансмиссионные масла по вязкости, классификация API (символьный индекс GL) разделяет их по применению. То есть, в зависимости от того, с какими механизмами будет использоваться масло, при каких температурах, с какими нагрузками и другими параметрами, ему присваивается индекс GL от 1 до 6.

Обратите внимание: В России есть свой аналог классификации GL — ТМ (трансмиссионное масло). Он закреплен в ГОСТ и не сильно отличается от стандарта API.

Рассмотрим все 6 классов трансмиссионных масел по API:

  • GL-1. Трансмиссионные масла практически без присадок (за исключением тех добавок, которые исключают вспенивание масла и снижают окисление металла). Такие масла применяются в коробках передач, в которых низкие скорости скольжения и малое удельное давление. Могут использоваться практически со всеми типами зубчатых передач с невысокой скоростью вращения шестерней, червяков и других деталей.
  • GL-2. Трансмиссионные масла с добавлением антифрикционных присадок. Их рекомендуется использоваться с червячными передачами. Не рекомендуется применять масла стандарта GL-2 с механизмами, которые имеют высокие скорости вращения.
  • GL-3. Трансмиссионные масла, в которые входят присадки для снижения износа металла. Такие применяются в коробках передач с несколькими ступенями, в также в механизмах рулевого управления, гипоидных и главных передачах. Часто можно встретить масла GL-3 в применении со спирально-коническими парами шестерней, которые работают на низких и средних скоростях в умеренно жестких условиях эксплуатации.
  • GL-4. Трансмиссионные масла с большим количеством всевозможных присадок. В том числе, в такие масла добавляются антизадирные присадки. В современных автомобилях с традиционными коробками передач зачастую используется масла класса GL-4. Такие масла не подходят для высоких передач, но они могут выполнять свои функции в стандартных коробках передач, где высокие скорости вращения элементов и небольшие крутящие моменты.
  • GL-5. Трансмиссионные масла, которые применяются в сложных условиях эксплуатации, где имеются большие усилия, в том числе ударные нагрузки. Они включают в себя большое количество различных присадок, в том числе на основе серофосфорных компонентов, что позволяет минимизировать вероятность возникновения задиров на металле. Они могут использоваться с разными типами шестеренок. Можно использовать масла класса GL-5 для гипоидных передач, которые работают с небольшим моментом, но с высокими скоростями. Также применение масла GL-5 находятся в парах шестерней с ударными нагрузками.
  • GL-6. Трансмиссионные масла, которые могут эксплуатироваться в сложных условиях. В них максимальное количество присадок, в том числе современные антизадирные присадки, которые отсутствуют в масле класса GL-5. Из-за использования большого количества присадок, стоимость такого масла значительно выше. Масла класса GL-6 редко используются в автомобильных коробках передач. Они предназначены для работы в особо жестких условия, при высоких скоростях вращениях, с большим моментом и при наличии ударных нагрузок.

Важно: Все трансмиссионные масла изготавливаются на минеральной основе.

Стоит отметить, что отдельные характеристики присущи жидкостям для автоматических коробок передач, поскольку они выполняют роль рабочего тела.

(142 голос., средний: 4,49 из 5) Загрузка...

okeydrive.ru

Свойства трансмиссионных масел по системам классификации вязкости

Одним из основных устройств машины является система переключения скоростей. Чтобы обеспечить надёжную работу механических систем автомобиля, применяют целый ряд смазочных жидкостей. В эксплуатации трансмиссии используется специальное масло. Трансмиссионная смазка применяется для механизмов КПП, рулевого управления, основных мостов, передаточных коробок. На сегодняшний день существует два основных вида масла по предназначению:

  • для механических КПП;
  • для АКПП (также используется в гидроусилителе руля).

При изготовлении трансмиссионных смазок применяют следующие материалы: минеральные, полусинтетические и синтетические. Преимущество минеральных смазок основывается на их относительной эффективности и доступной цене. Синтетика требуется при больших нагрузках на передаточные механизмы и эксплуатации при тяжёлых климатических условиях.

Масло для трансмиссии подбирают, исходя из двух основных критериев: уровня избыточного давления на внутренние механизмы и скоростей трущихся поверхностей. Поэтому смазку нужно выбирать по вязкости и наличию противозадирных присадок. Присадки добавляют, чтобы избежать разрушения от трения поверхностей из однородных материалов при больших удельных нагрузках. В результате даже при работе в тяжёлых условиях увеличивается продолжительность функционирования передаточных механизмов. Производители систематизируют смазки по вязкости трансмиссионного масла, таблица показателей сопоставляет также вид жидкости и диапазон рабочих температур.

Различия в системах классификации

В соответствии с требованиями к защитным жидкостям КПП существует несколько классификаций, которые учитывают предназначение смазки, вязкость в зависимости от климатических условий, уровня нагрузки при эксплуатации.

Россия систематизирует масла по ГОСТ 17479.2-85, который учитывает как вязкость, так и показатели эксплуатации. Во всём мире используют следующие международные стандарты для трансмиссионных жидкостей:

  1. Американский стандарт SAE. Учитывает вязкость трансмиссионного масла от рабочих температур эксплуатации авто.
  2. Спецификация API. Различает масла по эксплуатационным условиям.
  3. Систематизация ZF (используется в европейских странах).
  4. Стандарты министерства обороны Соединённых Штатов Америки.
  5. Стандартизация автопроизводителей General Motors, Ford.

Классификация вязкости трансмиссионного масла по SAE

Вначале систему SAE разработали специалисты Американского Сообщества. Потом эта классификация разошлась по всем странам. На сегодняшний момент все основные автопроизводители используют стандарт SAE J306. По этой стандартизации определяется не только вязкость, но и допустимая температура использования смазки. Это позволяет оценить приблизительную нагрузку, от которой предохраняет защитная плёнка.

В соответствие со спецификацией определяют два условных ряда вязкости трансмиссионных масел:

  • зимнего применения: используется буква W, например, SAE 70W;
  • летнего применения: не добавляется W, например SAE 80.

Условное разделение обуславливается конструкционной спецификой трансмиссии от многочисленных производителей. Существуют КПП, для которых смазочная жидкость зимнего ряда обеспечивает надёжную защиту и при плюсовых температурах. Часто встречается рекомендация применять зимние масла для любых климатических условий. Следует знать, как расшифровывается данное обозначение. Расшифровка по вязкости указывается двумя цифрами: первая при низкой температуре, вторая – при высокой. Согласно последней версии систематизации, смазочные жидкости маркируются, исходя из следующего подхода:

  • указывается только зимний вариант W (например, 85W);
  • отмечается только летний вариант без дополнительной буквы (SAE 75);
  • сочетаются оба варианта (75W-85).

Наиболее популярны следующие всесезонные масла:

  • 75W-80 – температурный диапазон: -40 – 35 градусов;
  • 75W-90 – минимум:-40, максимум: +35;
  • 80W-85 – минимум: -26, максимум: +35;
  • 80W-90 – минимум: -26, максимум: +35;
  • 85W-90 – минимум: -12, максимум: +45.

Классификация вязкости трансмиссионного масла по API

Как подобрать смазку с хорошими качествами? Какой класс лучше? По типу маркировки Американского Нефтяного Института (API) смазки подразделяют на особенные классы. В качестве главных признаков спецификации рассматриваются структура механизма, индекс вязкости и условия работы. Вторичным элементом является добавление защитных присадок. В регламентированном документе API от 1976 г. описаны следующие классы (цифры означают класс смазки):

  • GL-1.
    1. смазки для КПП, функционирующих в лёгких условиях;
    2. как правило, не содержат присадок (иногда добавляется малое количество противоокислительных, антикоррозийных, лёгких депрессорных и антипенных добавок);
    3. применяются для цилиндрических, спирально-конусных, червячных механизмов и коробок без синхронизаторов.
  • GL-2.
    1. трансмиссионные жидкости для средних скоростей и нагрузок;
    2. имеют в составе противоизносные присадки;
    3. используются для защиты червячных механизмов КПП тракторов и с/х машин.
  • GL-3.
    1. масла для трансмиссий, которые работают в условиях средней тяжести;
    2. их состав дополняют противоизносными присадками до 2,7 процента;
    3. применяются в коробках скоростей грузовиков;
    4. нельзя использовать в механизмах гипоидного типа.
  • GL-4.
    1. смазочные жидкости для механизмов, функционирующих в разных условиях (лёгких, средних, тяжёлых);
    2. в составе находится 4 процента противозадирных присадок;
    3. используются для КПП грузовых авто, для механизмов ведущего моста, для гипоидных и ступенчатых передач всех видов машин.
  • GL-5.
    1. масла для передач, которые работают в наиболее тяжёлых условиях с разным типом нагрузки;
    2. их состав содержит многофункциональные присадки в количестве до 10%;
    3. предназначены для всех видов передач и ведущих мостов легковых машин.

Новые классы API

Сегодня внедряются и разрабатываются новые стандарты по API. Смазки МТ-1 спроектированы для высоконагруженных трансмиссий автобусов и тягачей. Аналогичны стандарту GL-5, но имеют лучшую термическую стабильность. Для механических коробок мощных грузовых авто внедряется класс API PG-1. Для ведущих мостов таких машин разрабатывается стандарт API PG-2.

Классификация вязкости трансмиссионного масла по ГОСТ

Сегодня в таких странах, как Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Таджикистан действует межгосударственный стандарт ГОСТ 17479.2-2015. Этот ГОСТ обозначает спецификацию смазочных жидкостей для КПП легковых авто, тракторов, грузовиков и комбайнов.

Смазки для коробки скоростей обозначаются тремя группами знаков, например ТМ-5-9:

  • 1-я не изменяется – ТМ (трансмиссионное масло).
  • 2-я может обозначаться цифрой от одного до пяти, по ним определяют идентификацию смазки к группе по области использования;
  • 3-я состоит из цифр 9, 12, 18, 34, которые характеризуют жидкость по степени вязкости, оцениваемой при высокой и низкой температурах.

Спецификация масел по эксплуатационным характеристикам:

  1. ТМ-1. Смазки трансмиссии, где присадки отсутствуют. Применяются для защиты передаточных механизмов в диапазоне контактных напряжений от 900 до 1600 МПа и температуре жидкости в объёме до девяноста градусов.
  2. ТМ-2. Смазки, куда добавляются противоизносные добавки. Используются для передач аналогично ТМ-1, но контактные напряжения до 2100 МПа и температура в объёме до ста тридцати градусов.
  3. ТМ-3. Смазки, имеющие в составе защитные присадки и дающие средний эффект (до 2500 МПа, до ста пятидесяти градусов).
  4. ТМ-4. Масла КПП, которые содержат защитные присадки с высоким эффектом. Предназначены для передач аналогично ТМ-4. Контактное напряжение до 3000 МПа. Значение температуры в объёме такое же, как у ТМ-3.
  5. ТМ-5. Смазки трансмиссии с противозадирными добавками разнопланового назначения. Защищают передаточные механизмы, эксплуатирующиеся при ударных нагрузках. Напряжение и температура аналогичны ТМ-4.
Свойства трансмиссионных масел по системам классификации вязкостиСсылка на основную публикацию

vibormasla.ru


Смотрите также