Уровень масла в коробке ямз 238


ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-238ВМ

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-238ВМ

Переключение передач с первой по четвертую и с пятой по восьмую производить перемещением рычага переключения в соответствующее положение (рис. 104).

При управлении коробкой передач с помощью механического дистанционного привода положения рукоятки рычага переключения передач могут отличаться от приведенных на схеме и указываются в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Риc. 104. Схема положений рычага переключения

передач

Для переключения с четвертой на пятую передачу переместить кнопку переключения демультипликатора в положения включения высшего диапазона при включенной четвертой передаче в основной коробке передач (расположение органов управления демультипликатором указано в руководстве по эксплуатации автомобиля). Затем перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение. Задержать пока не погаснет лампа сигнализатора и включить пятую передачу.

Для перехода с пятой на четвертую передачу переместить кнопку переключения демультипликатора на включение низшего диапазона при включенной пятой передаче, скорость автомобиля при этом не должна превышать 35 км/час. Затем рычаг переключения передач перевести в нейтральное положение, задержать, пока не погаснет лампа сигнализатора, и включить четвертую передачу в основной коробке.

В момент перехода рычага переключения передач через нейтральное положение происходит автоматическое переключение диапазонов в демультипликаторе. Затухание сигнальной лампы свидетельствует о завершении процесса переключения диапазонов.

ВНИМАНИЕ! ТРОГАНИЕ ГРУЖЕНОГО АВТОМОБИЛЯ С МЕСТА ПРОИЗВОДИТСЯ НА ПЕРВОЙ ПЕРЕДАЧЕ. ТРОГАНИЕ НА ВТОРОЙ ПЕРЕДАЧЕ ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО НА ДОРОГАХ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ ПРИ ЧАСТИЧНОЙ ЗАГРУЗКЕ АВТОМОБИЛЯ.

Движение задним ходом следует осуществлять при включенном низшем диапазоне в демультипликаторе. При переводе рычага переключения передач из нейтрального положения в положение для включения заднего хода должно ощущаться сопротивление пружинного предохранителя.

ВНИМАНИЕ! ЗАДНИЙ ХОД ВКЛЮЧАТЬ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПОЛНОЙ ОСТАНОВКИ АВТОМОБИЛЯ.

ПРАВИЛА БУКСИРОВКИ АВТОМОБИЛЯ

Буксировку автомобиля с неработающим двигателем при выключенных передачах в коробке передач допускается производить на расстояние не более 20 км и только при включенном высшем диапазоне в демультипликаторе со скоростью не более 30 км/час.

Буксировку автомобиля на большее расстояние следует производить одним из следующих способов:

  1. С отсоединенным карданным валом.

  2. Установить орган управления раздаточной коробкой автомобиля в нейтральное положение, если это не запрещено инструкцией по эксплуатации автомобиля.

  3. Включить седьмую передачу и выключить сцепление.

Буксировка автомобиля с нарушением изложенных правил может привести к выходу из строя коробки передач.

МАСЛА И СМАЗКИ

Для смазки коробки передач следует применять рекомендованные трансмиссионные масла (см. раздел

«Эксплуатационные материалы»).

Уровень масла ниже контрольного отверстия не допускается.

Для смазки деталей механизма выключения сцепления следует применять смазки ШРУС-4М ТУ 38401-58-128-95 или ШРУС-4 ТУ 0254-001-05766076-98.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Виды и периодичность технического обслуживания коробки передач соответствуют видам и периодичности технического обслуживания двигателя.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОСЛЕ ОБКАТКИ АВТОМОБИЛЯ

После обкатки автомобиля заменить масло в картере коробки передач, очистить от продуктов приработки сетку маслозаборника и магнит.

ПЕРВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-1)

  1. Проверить уровень масла в картере и при необходимости долить.

  2. Проверить работу узлов АСБП. Низший диапазон в коробке передач не должен включаться при скорости транспортного средства, соответствующей частоте вращения выходного вала более 1000 мин -1 .

ВТОРОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-2)

  1. Выполнить все операции первого технического обслуживания ТО-1.

  2. Проверить и при необходимости отрегулировать заднюю опору коробки передач в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля (если опора предусмотрена конструкцией автомобиля).

  3. Произвести очистку и смазку деталей воздухо- распределителя коробки передач (с использованием смазки № 158 по ТУ 38.101.320-77. Допускается применение Литола 24).

  4. Произвести очистку и смазку манжет поршня и стенок цилиндра переключения демультипликатора.

Смену масла в коробке передач с промывкой картера, сетки и магнита производить в зависимости от условий эксплуатации по следующей схеме:

  • автомобили с годовым пробегом 80 тыс. км и более -

    через 50 тыс. км;

  • автомобили с годовым пробегом менее 80 тыс. км и при тяжелых условиях эксплуатации (грунтовые дороги, гористая местность или жаркий, сухой климатический район и т.п.) - через 30-40 тыс. км.

    Масло из коробки передач сливать сразу после работы в горячем состоянии. Коробку передач промывать индустриальным маслом И-12А или И-20А по ГОСТ 20799-88, для чего:

  • 5,5-6 л его залить в картер коробки;

  • установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, пустить двигатель на 7-8 минут, после чего остановить его, слить промывочное масло и залить свежее.

Категорически запрещается промывать коробку передач керосином или дизельным топливом во избежание отказа в работе масляного насоса из-за недостаточного разрежения на всасывании и как следствие, выхода из строя коробки передач. В случае полной переборки коробки передач масляный насос перед установкой смазать применяемым в коробке передач маслом.

ОСОБЕННОСТИ СБОРКИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-238ВМ

Перед установкой демультипликатора с проставкой на картер основной коробки и проставки на картер демультипликатора на прокладки нанести анаэробный уплотняющий состав УГ-6 ТУ 6-01-1285-84 с обеих сторон непрерывной полосой шириной 2-3 мм по контуру.

При установке крышки подшипника первичного вала (рис. 105), демультипликатора с проставкой на картер основной коробки (рис. 106), крышке заднего подшипника выходного вала демультипликатора (рис. 107) обеспечить минимальные осевые люфты валов с помощью регулировочных прокладок, подобранных следующим образом:

Рис. 105. Регулировка осевого люфта первичного вала:

1 - уплотнительная прокладка; 2 - прокладки регулировочные.

Замерить размер ″А″ глубины проточки под подшипник в крышке подшипника с учетом толщины прокладки с точностью 0,1 мм (рис. 105).

Замерить размер ″Б″ от торца наружного кольца подшипника до поверхности стенки картера при запрессованном до упора подшипнике с точностью 0,1 мм.

Подобрать суммарную номинальную толщину регулировочных прокладок S из условия:

S = [А - Б - (0,2…0,3)]мм

Рис. 106. Регулировка осевого люфта вторичного вала:

1 - кольцо центрирующее; 2 - прокладка уплотнительная; 3 - проставка; 4 - кольцо пружинное; 5 - регулировочные прокладки; 6 - зубчатая муфта.

Замерить размер ″А″ (рис. 106) от торца наружного кольца подшипника до поверхности картера с точностью до 0,1 мм, убедившись, что центрирующее кольцо запрессовано до упора, а пружинное кольцо и подшипник плотно прижаты к центральному кольцу.

Замерить размер ″Б″ глубины проточки под подшипник в зубчатой муфте, с учетом проставки и проточки с точностью 0,1 мм.

Подобрать суммарную толщину регулировочных прокладок S из условия

S = [Б - А - (0,2…0,3)]мм

Рис. 107. Регулировка осевого люфта выходного вала:

1 - уплотнительная прокладка; 2 - упорное кольцо; 3 -регулировочные прокладки

Замерить размер ″В″ (рис. 107) от торца наружного кольца подшипника до поверхности картера с точностью до 0,05 мм, убедившись, что пружинное кольцо и подшипник плотно прижаты к поверхности картера.

Замерить размер ″Г″ от прокладки до упорного кольца в выточке крышки с точностью до 0,05 мм.

Подобрать суммарную номинальную толщину регулировочных прокладок S из условия:

S = [Г - В - (0,15…0,2)]мм

Затяжку болтов крепления картера демультипликатора производить в два приема (см. таблицу ″Моменты затяжки″).

Последовательность затяжки согласно рис. 108.

Рис. 108. Последовательность затяжки болтов крепления картера демультипликатора и размещение узлов:

1 - электромагнит; 2 - пневмоцилиндр; 3 - оси вилки переключения демультипликатора; 4 – воздухораспре- делитель; 5 - выходной фланец; 6 - заливная пробка.

При ремонте демультипликатора с заменой деталей син- хронизатора отрегулировать требуемую величину хода штока при включении высшего диапазона, обеспечив разгрузку сухарей вилки при работе на высшем диапазоне, для чего:

  1. Включить высший диапазон в демультипликаторе, подав воздух под давлением от 784 до 833 кПа (8...8,5 кгс/см2 ) в заднюю полость пневмоцилиндра убедитесь в том, что муфты включения высшего диапазона вошли в полное зацепление. При полном зацеплении лампочка сигнализатора должна погаснуть фланец крепления карданного вала не должен проворачиваться от усилия руки.

  2. Завернуть регулировочный болт до упора в шток поршня (при вращении болта должно ощущаться возрастание сопротивления провороту). Повторить операцию несколько раз, убедившись в том, что упор ощущается при одном и том же положении головки болта.

  3. Довернуть регулировочный болт от положения упора его в торец на один оборот (5 граней головки) и удерживая его в этом положении застопорить контргайкой, затянув ее крутящим моментом 137-157 Н·м (14-16 кгс·см). После регулировки фланец крепления карданного вала должен проворачиваться легко без заеданий, от усилия руки. Фланец проворачивать на угол не менее 3600.

    ВНИМАНИЕ! НЕПРАВИЛЬНАЯ РЕГУЛИРОВКА ВЫЗЫВАЕТ ПЕРЕГРУЗКУ СУХАРЕЙ ВИЛКИ ВКЛЮЧЕНИЯ ДИАПАЗОНОВ, ЧТО ПРИВОДИТ К БЫСТРОМУ ИХ РАЗРУШЕНИЮ.

  4. Установку демультипликатора на коробку передач производить при вертикальном положении осей валов основной коробки передач. Выходной вал демультипликатора должен проворачиваться от руки при любом включенном диапазоне и выключенных передачах в основной коробке.

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

zinref.ru

Руководство по эксплуатации Настоящее руководство распространяется на коробки передач ямз-2381; ямз-238ВМ; ямз-238ВК; ямз-238ву всех модификаций, предназначенные

2381-3902150 РЭ

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

ЯМЗ-2381

ЯМЗ-238ВМ

ЯМЗ-238ВК

ЯМЗ-238ВУ

и их модификации

Руководство по эксплуатацииНастоящее руководство распространяется на коробки передач ЯМЗ-2381; ЯМЗ-238ВМ; ЯМЗ-238ВК; ЯМЗ-238ВУ всех модификаций, предназначенные для установки на двигатели ЯМЗ с крутящим моментом до 1300Нм и устанавливает основные требования к эксплуатации коробок передач.1 Характеристики.Коробка передач ЯМЗ-2381 механическая восьмиступенчатая, состоит из основной четырехступенчатой коробки передач и двухдиапазонного планетарного демультипликатора.Коробки передач ЯМЗ-238ВМ; ЯМЗ-238ВК; ЯМЗ-238ВУ отличаются от вышеуказанной коробки передач первичным валом, крышкой первичного вала и масляным насосом.Коробки передач ЯМЗ-238ВМ4; 238ВК4; 238ВУ; 238ВУ2; 238ВУ4; 2381-45 предназначены для установки совместно с двухдисковым сцеплением типа ЯМЗ-238 и карданным валом с “гладким” фланцем (8 отверстий под болты крепления карданного вала).Коробки передач ЯМЗ-238ВМ5; 238ВК5; 238ВУ1; 238ВУ3; 238ВУ5; 2381 предназначены для установки совместно с диафрагменным сцеплением типа ЯМЗ-182, ЯМЗ-183 (в зависимости от комплектации двигателя) с ведомым диском 182.1601130-10 или 2381.1601130 и карданным валом с “гладким” фланцем.Коробки передач ЯМЗ-238ВМ1; 238ВМ7; 238ВК7; 238ВУ6; 238ВУ7; 238ВУ9; 2381-02; 2381-05; 2381-06; 2381-07; 2381-26; 2381-31; 2381-36; 2381-52 предназначены для установки совместно с диафрагменным сцеплением типа ЯМЗ-182, ЯМЗ-183 (в зависимости от комплектации двигателя) с ведомым диском 182.1601130-10 или 2381.1601130 и карданным валом с фланцем по ISO (4 отверстия под болты крепления карданного вала и торцевые шлицы).Коробки передач типа ЯМЗ-238ВМ; ЯМЗ-238ВК всех модификаций и коробки передач ЯМЗ-2381; 2381-26; 2381-31; 2381-52 укомплектованы крышкой выходного вала под механический привод спидометра.Коробки передач типа ЯМЗ-238ВУ всех модификаций укомплектованы крышкой выходного вала без привода спидометра.Коробки передач типа ЯМЗ-2381-02; 2381-05; 2381-06; 2381-07; 2381-36; 2381-45 укомплектованы крышкой выходного вала под бесконтактный привод спидометра.Коробки передач ЯМЗ-238ВМ4; ЯМЗ-238ВМ5; ЯМЗ-238ВМ7 могут устанавливаться взамен снятых с производства коробок передач ЯМЗ-238А; ЯМЗ-238А3; ЯМЗ-238А5 в соответствии с рекомендациями (см. приложение А).Коробки передач ЯМЗ-2381-06 и ЯМЗ-2381-45 могут устанавливаться взамен коробок передач ЯМЗ-238ВМ7 и ЯМЗ-238ВМ4 соответственно в соответствии с рекомендациями (см. приложение Б).

1.1 Переключение передач производится в соответствии с рисунком 1.

Рисунок 1-Схема положений рычага переключения передач.Внимание!

При управлении коробкой передач с помощью механического дистанционного привода положения рукоятки рычага переключения передач могут отличаться от приведенных на схеме и указываться в руководстве по эксплуатации автомобиля.

1.1.1 Механизм переключения диапазонов демультипликатораоснащен автоматической системой блокировки включения низшего диапазона (АСБП). АСБП устроено таким образом, что разрешает включение низшего диапазона при частоте вращения выходного вала коробки передач не более 920 об/мин, что соответствует скорости движения автомобиля 25-35 км/час.

1.2 Передаточные числа коробки передач приведены в таблице 1.

2 Эксплуатация коробок передач.Переключение передач производить только при выключенном сцеплении (педаль сцепления выжата).Переключение передач с первой по четвертую и с пятой по восьмую производить перемещением рычага переключения в соответствующее положение.Для включения пятой передачи оставить включенной четвертую передачу и переместить кнопку переключения демультипликатора на включение высшего диапазона (расположение органов управления демультипликатором указано в руководстве по эксплуатации автомобиля).

Таблица 1

Передача Передача в основной коробке Диапазон в демультипликаторе Передаточное число
1234 1234 низший 7,304,863,502,40
5678 1234 высший 2,091,391,000,71
з.х. з.х. низшийвысший 10,462,99
Пятая передача включается переводом рычага переключения основной коробки в положение первой передачи. В момент перехода через нейтральное положение автоматически включается высший диапазон в демультипликаторе; при этом рычаг задержать в нейтральном положении до тех пор, пока не погаснет лампа переключения демультипликатора.Для перехода с пятой на четвертую передачу переместите кнопку переключения демультипликатора на включение низшего диапазона при включенной пятой передаче, скорость автомобиля при этом не должна превышать 35 км/час. Затем рычаг переключения передач перевести в нейтральное положение, задержать пока не погаснет лампа сигнализатора и включить четвертую передачу в основной коробке.

Внимание!

На автомобилях, укомплектованных отбором мощности, переключение передач в движении при включенном отборе мощности не допускается во избежание выхода из строя синхронизаторов коробки передач.

Движение груженого автомобиля с места производить на первой передаче. Движение автомобиля с места на второй передаче допускается только на дорогах с твердым покрытием при частичной загрузке автомобиля.Движение задним ходом следует осуществлять только при включенном низшем диапазоне в демультипликаторе.При переводе рычага переключения передач из нейтрального положения в положение для включения заднего хода, должно ощущаться сопротивление пружинного механизма.

Внимание!

Задний ход включать только после полной остановки автомобиля, при частоте вращения коленчатого вала соответствующей оборотам холостого хода, с задержкой не менее 5 секунд после выжима педали сцепления.

3 Техническое обслуживание.

3.1 Смазка коробки передач

Для смазки коробки передач следует применять следующие масла:
  • всесезонное трансмиссионное масло ТСп-15к ГОСТ 23652-79 (SAE 85W-90);
  • всесезонное трансмиссионное масло МТ-16п ГОСТ 6360-83 (заменитель);
  • всесезонное трансмиссионное масло ТАД-17И ГОСТ 23652-79 (SAE 85W-90);
  • “ЯР. Марка Т” ТУ 0253-019-00219158-95 (SAE 80W-90; GL-3);
  • Ангрол ТСп-15к ТМЗ-18 ГОСТ 23652-79 (SAE 85W-90; GL-3);
  • смесь масла ТСп-15к ГОСТ 23652-79 (85%) и дизельного топлива марки А или З ГОСТ 305-82 (15%) (для эксплуатации при температуре ниже минус 30°С);
  • смазка ШРУС-4М ТУ 38401-58-128-95 (для смазки деталей механизма выключения сцепления и шлицов первичного вала);
  • смазка №158 ТУ 38.101.320-77 (для смазки деталей механизма переключения демультипликатора).
Уровень масла ниже контрольного отверстия не допускается (объем заливаемого масла ~ 7,5 ÷ 8 литров).3.2 Техническое обслуживание после обкатки автомобиля.

После обкатки автомобиля заменить масло в картере коробки передач, очистить от продуктов приработки сетку маслозаборника и магнит сливной пробки. Техническое обслуживание по окончании периода обкатки производится после первых 50 часов работы коробки передач.

3.3 Первое техническое обслуживание (ТО-1) проводится через каждые 250 часов работы коробки передач.3.3.1 Проверить уровень масла в картере и при необходимости долить в соответствии с настоящим руководством.

3.4 Второе техническое обслуживание (ТО-2) производится через каждые 1000 часов работы коробки передач.

3.4.1.Выполнить все операции первого технического обслуживания.3.4.2. Наполнить смазкой муфту выключения сцепления, сделав шприцем 3-4 хода.3.4.3 Смазать валик вилки выключения сцепления через две пресс-масленки, сделав шприцем по 2 хода.3.4.4 Проверить и при необходимости отрегулировать заднюю опору коробки передач в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.

3.5 Дополнительно через одно ТО-2.

3.5.1 Сменить масло в коробке передач с промывкой картера, сетки и магнита.

Промывать коробку передач следующим образом:

  • Залить 5 ÷ 6 литров жидкого индустриального масла И-12А или И-20А по ГОСТ 20799-88 в картер коробки передач;
  • Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение;
  • Запустить двигатель на 6…8 минут, после чего остановить его;
  • Слить промывочное масло и залить свежее трансмиссионное.
3.5.2 При отсутствии регламентированной системы технического обслуживания автомобилей смену масла производить в зависимости от условий эксплуатации по следующей схеме:
  • автомобили с годовым пробегом 80000 км и более–через 50000 км;
  • автомобили с годовым пробегом менее 80000 км и при тяжелых условиях эксплуатации (грунтовая дорога, гористая или жаркопустынная местность и т.п.)–через 30000-40000 км.

Внимание!

При использовании масла заменителя сроки смены его должны быть сокращены вдвое. Масло из коробки передач слить сразу после работы в горячем состоянии. КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещается промывать коробку передач дизельным топливом или керосином, во избежание отказа в работе масляного насоса из-за недостаточного разрежения на всасывании и, как следствие выхода из строя коробки передач.

3.5.3 Произвести очистку и смазку деталей воздухораспределителя коробки передач (с использованием смазки №158 по ТУ 38.101.320-77).3.5.4 Произвести очистку и смазку поршня и рабочей поверхности цилиндра переключения демультипликатора (с использованием смазки №158 по ТУ 38.101.320-77).

4 Правила буксировки транспортного средства.

Буксировку транспортного средства следует производить одним из следующих способов:
  • С отсоединенным карданным валом.
  • Установить орган управления раздаточной коробкой транспортного средства в нейтральное положение, если это не запрещено инструкцией по эксплуатации транспортного средства.

Внимание!

Буксировка автомобиля с нарушением изложенного правила приводит к выходу коробки передач из строя.

5. Возможные неисправности коробки передач.

5.1. Возможные неисправности коробки передач и методы их устранения приведены в таблице 2.

Таблица 2

Возможные неисправности Методы устранения
Затрудненное включение передач
неполное выключение сцепления (сцепление “ведет”)износ или повреждение синхронизатора, повреждены зубья зубчатых муфт отрегулировать свободный ход педалиесли дефект является следствием неисправности деталей сцепления, заменить поврежденные детализаменить неисправный синхронизатор, заменить поврежденные детали
Повышенный шум при работе коробки передач
недостаточно масла в коробке передачизнос подшипников валов коробки передачповышенный износ или скол зубьев залить масло до уровня контрольного отверстиязаменить неисправные подшипникизаменить изношенные шестерни
Самопроизвольное выключение передач при движении автомобиля
неравномерный износ зубчатых муфтнеисправности штоков и вилок механизма переключения передачповышенный износ подшипников коробки передач заменить неисправные детализаменить неисправные детализаменить неисправные подшипники
Самопроизвольное выключение передач в демультипликаторе
поступление сжатого воздуха в полость цилиндра противоположную включенной передачеизнос подшипников вилки переключения диапазонов заменить неисправные уплотнительные кольца золотника и впускного клапана воздухораспределителязаменить изношенные детали, отрегулировать положение штока цилиндра демультипликатора
Невключение или замедленное включение передач в демультипликаторе при нейтральном положении рычага в основной коробке. Лампа сигнализации долго не гаснет, воздух выходит через сапун воздухораспределителя
износ резины впускного клапана воздухораспределителяизнос уплотнительного кольца впускного клапана воздухораспределителянеравномерное прилегание впускного клапана к корпусузаедание впускного клапана в отжатом положениизаедание кромки манжеты в канавке поршня, износ или потеря эластичности манжет заменить изношенныйклапанзаменить уплотнительное кольцозаменить неисправные деталиочистить и смазать стержень впускного клапана, при необходимости заполироватьзаменить манжеты цилиндра переключения демультипликатора
Невключение или замедленное переключение передач в демультипликаторе при нейтральном положении рычага в основной коробке. Лампа сигнализации долго не гаснет, воздух выходит через сапун верхней крышки.
повреждение мембраны воздухораспределителяизнос или потеря эластичности уплотнительных колец штока цилиндра переключения демультипликатора заменить поврежденную мембранузаменить поврежденные кольца
Пропуск воздуха через сапун воздухораспределителя при включенной передаче в основной коробке
износ резины впускного клапана воздухораспределителянеплотное прилегание толкателя к впускному клапану в воздухораспределителе заменить клапанзаменить неисправные детали

6 Особенности сборки коробки передач.

6.1 Перед установкой демультипликатора с проставкой на картер основной коробки и проставки на картер демультипликатора на прокладки нанести анаэробный герметик УГ-6 ТУ2257-405-00208947-2004 или УГ-9 ТУ2257-407-00208947-2004 с обеих сторон непрерывной полосой шириной 2-3 мм по контуру.6.2 При установке демультипликатора с проставкой на картер основной коробки (рисунок 2) и крышки выходного вала демультипликатора (рисунок 3) обеспечить минимальные осевые люфты валов с помощью регулировочных прокладок подобранных следующим образом:
  • замерить размер А с точностью 0,1 мм. от торца наружного кольца подшипника поверхности картера основной коробки (рисунок 2) или картера демультипликатора (рисунок 3) при напрессованном до упора подшипнике.
  • замерить размер Б с точностью 0,1 мм. глубины проточки под подшипник в зубчатой муфте (рисунок 2) или крышке подшипника выходного вала (рисунок 3) с учетом толщины прокладки.
  • подобрать суммарную толщину регулировочных прокладок, которая должна быть меньше разности Б-А на 0,15…0,2 мм
1-проставка2-уплотнительная прокладка3-зубчатая муфта4-регулировочная прокладка

Рисунок 2- Регулировка осевого люфта вторичного вала.

1-уплотнительная прокладка2-упорное кольцо3-регулировочная прокладка.

Рисунок 3- Регулировка осевого люфта выходного вала.

6.3. При установке крышки подшипника первичного вала (рисунок 4) обеспечить минимальный осевой люфт вала с помощью регулировочных прокладок подобранных следующим образом:
  • замерить размер Б с точность 0,1 мм. глубины проточки под подшипник в крышке подшипника с учетом толщины прокладки;
  • замерить размер А с точностью 0,1 мм. от торца наружного кольца подшипника до поверхности стенки картера при запрессованном подшипнике;
  • подобрать суммарную толщину регулировочных прокладок, которая должна быть меньше разности Б-А на 0,2-0,3 мм.

1-уплотнительная прокладка2-регулировочные прокладки3-крышка подшипника первичного вала4-картер коробки передач.

Рисунок 4- Регулировка осевого люфта первичного вала.

6.4. Затяжку гаек крепления картера демультипликатора производить в два приема (см. таблицу 3). Последовательность затяжки согласно рисунка 5.6.5 При ремонте демультипликатора с заменой деталей синхронизатора отрегулировать требуемую величину хода штока при включении высшего диапазона, обеспечив разгрузку подшипников вилки, для чего:6.5.1 Включить высший диапазон в демультипликаторе при вывернутом регулировочном болте, подав воздух под давлением от 784 до 833 кПа (8…8,5 кгс/см2) в пневмоцилиндр. Убедиться в том, что зубья муфты высшего диапазона вошли в полное зацепление. При полном зацеплении лампочка сигнализатора должна погаснуть, фланец крепления карданного вала не должен проворачиваться от руки.

Рисунок 5- Последовательность затяжки гаек крепления картера демультипликатора.

6.5.2 Завернуть регулировочный болт до упора в шток поршня (при вращении болта при этом должно чувствоваться ощутимое возрастание сопротивление провороту). Повторить операцию несколько раз, убедившись в том, что упор ощущается при одном и том же положении головки болта.6.5.3 Довернуть регулировочный болт от положения упора его в торец на 5…7 граней головки болта (5/6…7/6 оборота) и, удерживая его в этом положении застопорить контргайкой, затянув ее крутящим моментом от 137,29 до 156,9 Нм (от 14 до 16 кгсм). После регулировки фланец крепления карданного вала должен проворачиваться легко, без заеданий от усилия руки. Фланец проворачивать на угол не менее 360°.

Внимание!

Неправильная регулировка вызывает недопустимую перегрузку подшипников вилки включения диапазонов, что приводит к их быстрому разрушению.

7 Моменты затяжки основных резьбовых соединений.7.1 Моменты затяжки основных резьбовых соединений приведены в таблице 3.

8 Подготовка коробки передач к работе.

8.1 Перед монтажом коробку передач подвергнуть расконсервации согласно п. 11.3. настоящего руководства. Нанести на шлицы первичного вала тонкий слой смазки ШРУС-4М ТУ 38.401.58-128-95. Применение других видов смазки не допускается.8.2 Муфту выключения сцепления интегрального типа (ЯМЗ-2381-06, 2381-07, 2381-26, 2381-36) демонтировать с коробки передач и установить на сцепление в соответствии с приложением В. 8.3 Болты крепления коробки передач к двигателю и карданного вала к коробке передач должны быть надежно затянуты.8.4 Задняя поддерживающая опора коробки передач должна быть отрегулирована в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля.8.5 После монтажа на автомобиль коробка передач должна быть подключена к пневматической и электрической системам автомобиля (см. рисунки 7 и 8).

Таблица 3.

Наименование крепежных деталей Момент затяжки Нм (кгсм)
Болты крепления картера сцепления к картеру коробкиБолты крепления картера сцепления к картеру маховикаБолты крепления проставки к картеру основной коробкиБолты крепления картера демультипликатора к проставкепредварительная затяжкаокончательная затяжкаБолты крепления верхней крышки картера основной коробкиОси вилки переключения демультипликатораБолты крепления крышки первичного валаБолты крепления зубчатой муфты низшего диапазона к проставкеБолт крепления фланца выходного вала 137-157 (14-16)70-80 (7-8)123-157 (12,5-16)20-30 (2-3)79-98 (8-10)35-49 (3,6-5)118-128 (12-13)23,5-35 (2,4-3,6)49-54,9 (5-5,6)363-422 (37-43)

rykovodstvo.ru

2381-3902150 ИЭ Коробки передач ЯМЗ-2381 ЯМЗ-238ВМ ЯМЗ-238ВК ЯМЗ-238ВУ и их модификации Инструкция по эксплуатации Настоящее руководство распространяется на КП ЯМЗ-2381; ЯМЗ-238ВМ; ЯМЗ-238ВК; ЯМЗ-238ВУ; ЯМЗ-238ВЛ всех модификаций и устанавливает основные требования к эксплуатации коробок передач. 1 Характеристики Коробка передач ЯМЗ-2381 механическая восьмиступенчатая, состоит из основной четырехступенчатой коробки передач и двух-диапазонного планетарного демультипликатора. Коробки передач ЯМЗ-238ВМ; ЯМЗ-238ВК; ЯМЗ-238ВУ; ЯМЗ-238ВЛ отличаются от вышеуказанной коробки передач первичным валом, крышкой первичного вала и масляным насосом. Коробки передач ЯМЗ-238ВМ4 (238ВК4; 238ВУ; 238ВУ2; 238ВУ4; 238ВЛ) предназначены для установки совместно с двухдисковым сцеплением типа ЯМЗ-238 и карданным валом с “гладким” фланцем. Коробки передач ЯМЗ-238ВМ5 (238ВК5; 238ВУ1; 238ВУ3; 238ВУ5; 238ВЛ1; 2381; 2381-30) предназначены для установки совместно с диафрагменным сцеплением типа ЯМЗ-183 и карданным валом с “гладким” фланцем. Коробки передач ЯМЗ-238ВМ7 (238ВМ1; 238ВК7; 238ВУ6; 238ВУ7; 238ВУ9; 238ВЛ1; 2381-02; 2381-05; 2381-31; 2381-52) предназначены для установки совместно с диафрагменным сцеплением типа ЯМЗ-183 и карданным валом с “евро” фланцем. Коробки передач ЯМЗ-238ВМ4; ЯМЗ-238ВМ5; ЯМЗ-238ВМ7 могут устанавливаться взамен снятых с производства коробок передач ЯМЗ-238А; ЯМЗ-238А3; ЯМЗ-238А5 в соответствии с рекомендациями (см. приложение). 1.1 Переключение передач производится в соответствии с рисунком 1. Рисунок 1-Схема положений рычага переключения передач. Внимание! При управлении коробкой передач с помощью механического дистанционного привода положения рукоятки рычага переключения передач могут отличаться от приведенных на схеме и указываться в руководстве по эксплуатации автомобиля. При переводе рычага переключения передач из нейтрального положения в положение для включения заднего хода, должно ощущаться сопротивление пружинного механизма. Задний ход включать только после полной остановки автомобиля. 1.1.1 Механизм переключения диапазонов демультипликатора оснащен автоматической системой блокировки включения низшего диапазона (АСБП). Реле АСПБ устроено таким образом, что разрешает включение низшего диапазона при частоте вращения выходного вала коробки передач не более 920 об/мин, что соответствует скорости движения автомобиля 25-35 км/час. 1.2 Передаточные числа коробки передач приведены в таблице 1 Таблица 1 2 Эксплуатация коробок передач. Переключение передач с первой по четвертую и с пятой по восьмую производить перемещением рычага переключения в соответствующее положение. Для включения пятой передачи оставить включенной четвертую передачу и переместить кнопку переключения демультипликатора на включение высшего диапазона (расположение органов управления демультипликатором указано в руководстве по эксплуатации автомобиля). Пятая передача включается переводом рычага переключения основной коробки в положение первой передачи. В момент перехода через нейтральное положение автоматически включается высший диапазон в демультипликаторе; при этом рычаг задержать в нейтральном положении до тех пор, пока не погаснет лампа переключения демультипликатора. Для перехода с пятой на четвертую передачу переключите кнопку переключения демультипликатора на включение низшего диапазона при включенной пятой передаче, скорость автомобиля при этом не должна превышать 35 км/час. Затем рычаг переключения передач перевести в нейтральное положение, задержать пока не погаснет лампа сигнализатора и включить четвертую передачу в основной коробке. Трогание груженого автомобиля с места производить на первой передаче. Трогание автомобиля на второй передаче допускается только на дорогах с твердым покрытием при частичной загрузке автомобиля. Движение задним ходом следует осуществлять только при включенном низшем диапазоне в демультипликаторе. 3 Техническое обслуживание. 3.1 Смазка коробки передач Для смазки коробки передач следует применять следующие масла: всесезонное трансмиссионное масло ТСп-15к ГОСТ 23652-79 (SAE 85W-90); всесезонное трансмиссионное масло МТ-16п ГОСТ 6360-83 (заменитель); всесезонное трансмиссионное масло ТАД-17И ГОСТ 23652-79 (SAE 85W-90); “ЯР. Марка Т” ТУ 0253-019-00219158-95 (SAE 80W-90; GL-3); Ангрол ТСп-15к ТМЗ-18 ГОСТ 23652-79 (SAE 85W-90; GL-3); смесь масла ТСп-15к ГОСТ 23652-79 (85%) и дизельного топлива марки А или З ГОСТ 305-82 (15%) (для эксплуатации при температуре ниже минус 30°С); смазка Литол 24 ГОСТ 21150-87 (для смазки деталей механизма выключения сцепления); смазка №158 ТУ 38.101.320-77 (для смазки деталей механизма переключения демультипликатора). Заправочная емкость системы смазки от 7,5 до 8 л. Уровень масла ниже контрольного отверстия расположенного на правой стороне проставки не допускается. 3.2 Техническое обслуживание после обкатки автомобиля. После обкатки автомобиля заменить масло в картере коробки передач, очистить от продуктов приработки сетку маслозаборника и магнит сливной пробки. 3.3 Первое техническое обслуживание (ТО-1). 3.3.1 Проверить уровень масла в картере и при необходимости долить в соответствии с настоящим руководством. 3.4 Второе техническое обслуживание (ТО-2). 3.4.1.Выполнить все операции первого технического обслуживания. 3.4.2. Наполнить смазкой муфту выключения сцепления, сделав шприцем 3-4 хода. 3.4.3 Смазать валик вилки выключения сцепления через две пресс-масленки, сделав шприцем по 2 хода. 3.4.4 Проверить и при необходимости отрегулировать заднюю опору коробки передач в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля. 3.5 Дополнительно через одно ТО-2. 3.5.1 Сменить масло в коробке передач с промывкой картера, сетки и магнита. 3.5.2 При отсутствии регламентированной системы технического обслуживания автомобилей смену масла производить в зависимости от условий эксплуатации по следующей схеме: автомобили с годовым пробегом 80000 км. и более–через 50000 км. автомобили с годовым пробегом менее 80000 км. и при тяжелых условиях эксплуатации (грунтовая дорога, гористая или жаркопустынная местность и т.п.)–через 30000-40000 км. Внимание! При использовании масла заменителя сроки смены его должны быть сокращены вдвое. Масло из коробки пере-дач слить сразу после работы в горячем состоянии. Промывку картера производить жидкими индустриальными маслами (И-12А или И-20А по ГОСТ 20799-88). Промывать коробку передач дизельным топливом или керосином, во избежании отказа в работе масляного насоса запрещается. 3.5.3 Произвести очистку и смазку деталей воздухораспределителя коробки передач (с использованием смазки №158 по ТУ 38.101.320-77; допускается применение смазки Литол-24 по ГОСТ 21150-87). 3.5.4 Произвести очистку и смазку поршня и рабочей поверхности цилиндра переключения демультипликатора смазкой Литол-24 ГОСТ 21150-87. 4 Правила буксировки автомобиля. Буксировку автомобиля с неработающим двигателем можно про-изводить только при отсоединенном карданном вале. Внимание! Буксировка автомобиля с нарушением изложенного правила приводит к выходу коробки передач из строя. 5. Возможные неисправности коробки передач. 5.1. Возможные неисправности коробки передач и методы их устранения приведены в таблице 2. Таблица 2 6 Особенности сборки коробки передач. 6.1 Перед установкой демультипликатора с проставкой на кар-тер основной коробки и проставки на картер демультипликатора на проставку нанести анаэробный герметик УГ-6 ТУ 6-01-1285-84 с обеих сторон непрерывной полосой шириной 2-3 мм. по контуру. 6.2 При установке демультипликатора с проставкой на картер основной коробки (рисунок 2) и крышки выходного вала демультипликатора (рисунок 3) обеспечить минимальные осевые люфты валов с помощью регулировочных прокладок подобранных следующим образом: -замерить размер А с точностью 0,1 мм. от торца наружного кольца подшипника поверхности картера основной коробки (рисунок 2) или картера демультипликатора (рисунок 3) при напрессованном до упора подшипнике. -замерить размер Б с точностью 0,1 мм. глубины проточки под подшипник в зубчатой муфте (рисунок 2) или крышке подшипника выходного вала (рисунок 3) с учетом толщины прокладки. -подобрать суммарную толщину регулировочных прокладок, которая должна быть меньше разности Б-А на 0,15…0,2 мм 6.3. При установке крышки подшипника первичного вала (рисунок 4) обеспечить минимальный осевой люфт вала с помощью регулировочных прокладок подобранных следующим образом: -замерить размер Б с точность 0,1 мм. глубины проточки под подшипник в крышке подшипника с учетом толщины прокладки -замерить размер А с точностью 0,1 мм. от торца наружного кольца подшипника до поверхности стенки картера при запрессованном подшипнике -подобрать суммарную толщину регулировочных прокладок, которая должна быть меньше разности Б-А на 0,2-0,3 мм. 6.4. Затяжку гаек крепления картера демультипликатора производить в два приема (см. таблицу 3). Последовательность затяжки согласно рисунка 5. 6.5 При ремонте демультипликатора с заменой деталей синхронизатора отрегулировать требуемую величину хода штока при включении высшего диапазона, обеспечив разгрузку подшипников вилки, для чего: 6.5.1 включить высший диапазон в демультипликаторе при вывернутом регулировочном болте, подав воздух под давлением от 784 до 833 кПа (8…8,5 кгс/см2) в пневмоцилиндр. Убедиться в том, что зубья муфты высшего диапазона вошли в полное зацепление. При полном зацеплении лампочка сигнализатора должна погаснуть, фланец крепления карданного вала не должен проворачиваться от руки. 6.5.2 Завернуть регулировочный болт до упора в шток поршня (при вращении болта при этом должно чувствоваться ощутимое возрастание сопротивление провороту) Повторить операцию несколько раз, убедившись в том, что упор ощущается при одном и том же положении головки болта. 6.5.3 Довернуть регулировочный болт от положения упора его в торец на 5…7 граней головки болта (5/6…7/6 оборота) и, удерживая его в этом положении застопорить контргайкой, затянув ее крутящим моментом от 137,29 до 156,9 Нм (от 14 до 16 кгс/м). После регулировки фланец крепления карданного вала должен проворачиваться легко, без заеданий от усилия руки. Фланец проворачивать на угол не менее 360°. Внимание! Неправильная регулировка вызывает недопустимую перегрузку подшипников вилки включения диапазонов, что приводит к их быстрому разрушению. 7 Моменты затяжки основных резьбовых соединений. 7.1 Моменты затяжки основных резьбовых соединений приведены в таблице 3. Таблица 3. 8 Подготовка коробки передач к работе. 8.1 Перед монтажом коробку передач подвергнуть расконсервации согласно п. 11.3. настоящего руководства. 8.2 Болты крепления коробки передач к двигателю и карданного вала к коробке передач должны быть надежно затянуты. 8.3 Задняя поддерживающая опора коробки передач должна быть отрегулирована в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля. 8.4 После монтажа на автомобиль коробка передач должна быть подключена к пневматической и электрической системам автомобиля (см. рисунки 7 и 8). 9 Комплектность. 9.1 Продольный разрез коробки передач изображен на рисунке 6. 9.2 Коробка передач поставляется в полностью собранном виде на деревянной подставке с транспортными деталями, предохраняющими коробку передач от механических повреждений, загрязнений и атмосферных осадков. Внимание! Для исключения поломки контактов включателя лампы сигнализации переключения диапазонов включатель вы-вернут и в упакованном виде привязан к пневмотрубопроводам коробки передач, а резьбовое отверстие за-крыто пробкой-заглушкой. Перед монтажом пробку-заглушку удалить и ввернуть включатель. 10 Транспортирование и хранение. 10.1 Транспортирование коробок передач может производиться любым видом транспорта. Крепление коробки передач должно обеспечивать ее сохранность от повреждения при транспортировке, на фланец крепления карданного вала должен быть установлен защитный кожух. 10.2 Хранение коробок передач должно производиться в закрытых сухих помещениях. В указанных помещениях не должны храниться кислоты, щелочи и другие химикаты (условия хранения “C” ГОСТ 15150-69). 11 Консервация и расконсервация. 11.1 Коробки передач отгружаются потребителю с кратковременной консервацией, обеспечивающей сохранность коробок передач в течении трех месяцев с момента отгрузки с предприятия изготовителя при условии соблюдения требований п.10.2. 11.2 По заявке потребителя коробки передач могут быть подвергнуты длительной консервации по технологии завода изготовителя, обеспечивающей хранение в течении 36 месяцев. Информация о длительной консервации заносится в “Акт консервации”. 11.3 При расконсервации коробок передач снять защитные кожуха, парафинованную бумагу, отвернуть сливную пробку, слить остатки консервационной смазки, завернуть пробку. Акт консервации Консервация и упаковка произведены Дата______________200 г. Штамп ОТК_______________________ Срок консервации до_______________ 12 Свидетельство о приемке Коробка передач___________________ (модель) Заводской номер___________________изготовлена в соответствии с действующей технической документацией и признана годной для эксплуатации. Штамп ОТК_______________________ _________________ _______________________ (личная подпись) (расшифровка подписи) ________________ (год, месяц, числа) 13 Гарантийные обязательства. 13.1 Тутаевский моторный завод гарантирует исправную работу коробки передач при соблюдении требований “Инструкции по эксплуатации двигателей ЯМЗ-238Б; ЯМЗ-238Д; ЯМЗ-238Н; ЯМЗ-238Л; ЯМЗ-238ФМ” и настоящей инструкции 13.2 Коробка передач должна быть установлена на автомобиль, не позднее, чем через три месяца со дня отгрузки с завода изготовителя. Коробки передач прошедшие консервацию должны быть установлены на автомобиль не позднее срока указанного в “Акте консервации”. 13.3 Гарантийный срок эксплуатации равен 12ти месяцам со дня установки коробки передач на автомобиль. Гарантийный пробег за этот период не должен превышать величины, установленной инструкцией на конкретную модификацию автомобиля. Приложение Рекомендация по установки коробок передач типа ЯМЗ-238ВМ взамен коробок передач типа ЯМЗ 238А. Настоящая рекомендация распространяется на коробки передач ЯМЗ-238ВМ4; ЯМЗ-238ВМ5; ЯМЗ-238ВМ7 всех модификаций и устанавливает основные требования к монтажу указанных коробок передач взамен коробок передач ЯМЗ-238А; ЯМЗ-238А3; ЯМЗ-238А5. 1 Общие сведения Коробка передач ЯМЗ-238ВМ4 устанавливается взамен коробки передач ЯМЗ-238А. Коробка передач ЯМЗ-238ВМ5 устанавливается взамен коробки передач ЯМЗ-238А3. Коробка передач ЯМЗ-238ВМ7 устанавливается взамен коробки передач ЯМЗ-238А5. 2 Подготовка к монтажу 2.1 Приобрести необходимую коробку передач ЯМЗ-238ВМ-1700003-40 (50 или 70). 2.2 Приобрести реле 6312.3747 (изготовитель г. Калуга). 2.3 Приобрести карданный вал (см. таблицу 1). Таблица 1 Внимание! Номера карданных валов, неуказанных в данной таблице, на иные модели автомобилей уточнить на предприятии изготовителе автомобилей или сервисных центрах. 2.4 Коробку передач освободить от технологической подставы, удалив транспортную заглушку с фланца крепления карданного вала, предохранительный чехол включателя сигнализатора переключения демультипликатора и упаковочную бумагу с первичного вала, снять заглушку с верхней крышки. 2.5 Внешним осмотром необходимо убедится в целостности датчика скорости и трубок подвода воздуха. 2.6 Установить включатель сигнализатора переключения демультипликатора (включатель упакован в бумагу и привязан к трубопроводам), предварительно удалив металлическую транспортную заглушку. 2.7 Смазать тонким слоем смазки Литол-24 ГОСТ 21150-87 шлицевую часть первичного вала и убедиться, что подшипник муфты выключения сцепления заполнен указанной смазкой. 3. Монтаж и демонтаж. 3.1 Для снятия коробки передач ЯМЗ-238А с автомобиля следует: -снять площадку шасси; -демонтировать карданный вал, отсоединив его от коробки передач и ведущего моста; -отсоединить от редукционного клапана трубку подвода воздуха; -отсоединить от воздухораспределителя трубопроводы подвода воздуха от пневматического крана управления демультипликатором; -отсоединить вилку клапана усилителя выключения сцепления от рычага выключения сцепления; -отсоединить трубопровод подвода воздуха от цилиндра выключения сцепления; -отсоединить электропровода от выключателя сигнальной лампы переключения демультипликатора, включателя сигнальных фонарей заднего хода и датчика привода спидометра; -отвернув четыре гайки крепления, отсоединить механизм переключения передач вместе с тягой управления или рычагом переключения от коробки передач и отвести его в сторону; -отвернув гайки снять заднюю поддерживающую опору силового агрегата; -отвернуть болты крепления кронштейна с топливными трубками от крышки коробки передач; -отвернуть болты и снять кронштейны поддерживающей опоры силового агрегата; -подвести под коробку передач грузоподъёмный механизм; -отвернуть болты крепления картера сцепления от картера маховика, вывесить коробку передач и отсоединить её от двигателя; -опустить коробку передач на тележку, поднять заднюю часть автомобиля и выкатить тележку с коробкой передач из под автомобиля, после чего опустить автомобиль. 3.2 Перед монтажом переставить с коробки передач ЯМЗ-238А на коробку передач ЯМЗ-238ВМ: -рычаг выключения сцепления; -кронштейн вместе с цилиндром выключения сцепления; -включатель сигнальных фонарей заднего хода и шарик Ø14 мм.; -датчик привода спидометра и сменные шестерни привода датчика. 3.3 Для установки коробки передач ЯМЗ-238ВМ на автомобиль необходимо: -поднять заднюю часть автомобиля и подкатить тележку с ко-робкой передач под него, затем опустить автомобиль; -грузоподъёмным механизмом вывесить коробку передач и, не допуская больших перекосов, присоединить её к двигателю, со-вместив шлицы первичного вала и ведомых дисков сцепления; -завернуть болты крепления картера сцепления к картеру маховика крутящим моментом 7…8 кгм, отсоединить грузоподъёмный механизм; -закрепить болтами кронштейн с топливными трубками на крышке коробки передач; -установить штатную заднюю поддерживающую опору на крон-штейн коробки передач; -положить над поддерживающей опорой на лонжероны поперечину пластиной вниз (см. рисунок 9); Внимание! Чертежи поперечины разработаны применительно к автомобилю МАЗ-54323, перед изготовлением поперечины для других моделей автомобиля необходимо замерить расстояние между лонжеронами рамы в плоскости расположения поддерживающей опоры коробки передач и при необходимости изменить соответствующие размеры поперечины. -замерить расстояние “А” между поперечиной и поддерживаю-щей опорой (см. рисунок 10); -подобрать пакет регулировочных пластин (см. рисунок 11) толщиной “А”, установить его между поперечиной и поддерживающей опорой и закрепить болтами поддерживающую опору на поперечине; -просверлить по месту (соосно отверстиям в поперечине) в полках лонжерона отверстие 13 мм.; -закрепить поперечину болтами; -закрепить, завернув четыре гайки, механизм переключения передач, совместив рычаг переключения с пазом на головках штоков; -присоединить электропровода к включателю сигнальной лампы переключения демультипликатора, включателю сигнальных фонарей заднего хода, датчику привода спидометра; -присоединить трубопроводы подвода воздуха от крана управления демультипликатором к воздухораспределителю и электромагнитному клапану (см. рисунок 7); -присоединить к воздухораспределителю трубку подвода воздуха от пневматической системы автомобиля; -присоединить вилку клапана усилителя выключения сцепления к рычагу выключения сцепления; -присоединить к цилиндру выключения сцепления трубопровод подвода воздуха; -установить карданный вал; -закрепить по месту площадку шасси; -установить в кабине водителя в удобном месте реле; -подключить реле к электрической системе коробки передач и автомобиля (см. рисунок 8); Внимание! Коробка передач работоспособна при отсутствии реле. Однако переключение демультипликатора при скоростях автомобиля выше 25…30 км/ч приведёт к быстрому выходу его из строя. Гарантия завода изготовителя на коробку передач, эксплуатирующуюся без реле не распространяется! 4. Регулировка. После проведения монтажных работ в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля отрегулировать: -привод выключения сцепления (“свободный” ход педали выключения сцепления)- в обязательном порядке; -привод механизма переключения передач при необходимости. 5. Обкатка. Обкатку установленной коробки передач провести в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля

maz74.ru

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Тип КПП ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 - механическая, пятиступенчатая основная коробка с двухдиапазонным планетарным демультипликатором, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой передачи и заднего хода. Управление переключением передач КПП ЯМЗ-238 - Рычаг или механизм для подсоединения дистанционного привода с выводом соединительного валика налево в основной коробке и полуавтоматическое пневматическое переключение демультипликатора с автоматической блокировкой включения низшего диапазона.

Конструкция коробок передач КПП ЯМЗ-238 предусматривает:

- установку пневмоусилителя переключения передач; - применение электропневматического управления различной степени автоматизации; - блокировку запуска стартера при включенной передаче; - установку электронного датчика спидометра; - применения ходоуменьшителя; - дополнительный отбор мощности до 100 л.с.

Техническая характеристика КПП ЯМЗ-238

Максимальный входной крутящий момент, Нм - 1800 Масса с картером сцепления, кг - 385 Передаточные числа КПП ЯМЗ-238: 1 передача – 12,24, 2 передача – 6,88, 3 передача – 4,86, 4 передача – 3,50, 5 передача – 2,74, 6 передача – 1,97, 7 передача – 1,39, 8 передача – 1,00, 9 передача – 0,78, Задний ход – 10,04

Рис.1. КПП ЯМЗ-238

1–вал вторичный; 2–воздухораспределитель; 3–сухари механизма подачи воздуха в пневмоцилиндр; 4–муфта включения 1-ой передачи и заднего хода; 5–проставка; 6–болт регулировочный; 7–шестерня коронная; 8– сателлит; 9–пневмоцилиндр включения передач демультипликатора; 10– датчик скорости; 11–крышка заднего подшипника выходного вала; 12– фланец крепления карданного вала; 13–вал выходной с синхронизатором; 14–червяк привода спидометра; 15–шестерня солнечная; 16–муфта зубчатая высшего диапазона; 17–картер демультипликатора; 18–вал отбора мощности; 19– муфта соединительная солнечной шестерни; 20– синхронизатор; 21–заборник масляного насоса; 22–вал промежуточный; 23–картер коробки передач; 24–масляный насос; 25–крышка подшипника; 26–вал первичный; 27–подшипник передний; 28–прокладки регулировочные; 29–подшипник задний первичного вала; 30–крышка верхняя с вилками и штоками переключения передач; 31–крышка-заглушка (устанавливается при поставке коробки передач без наконечника с опорой рычага переключения передач). Замеры всех размеров для определения необходимого количества установочных и регулировочных прокладок должны производиться с точностью 0,01 мм не менее чем в трех, равноудаленных друг от друга местах.

Подобрать необходимое количество установочных прокладок для обеспечения взаимного положения первичного и вторичного валов КПП ЯМЗ-238 с монтажным размером Д=0,3 мм, для этого:

- При запрессованном до упора внутреннем кольце переднего подшипника вторичного вала КПП ЯМЗ-238 замерить размер от торца ступицы синхронизатора до широкого торца наружного кольца подшипника. Перед замерами кольцо подшипника плотно прижать к роликам и провернуть его не менее пяти оборотов. - При прижатом до упора к торцу первичного вала коробки передач ЯМЗ-238 зубчатом кольце замерить размер от торца зубчатого кольца до торца выточки под подшипник в первичном вале. - Подобрать необходимое количество установочных прокладок и установить в расточку к торцу первичного вала. Завести в картер коробки передач ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 собранные в сборе промежуточный и вторичный валы и зафиксировать их взаимное положение друг относительно друга таким образом, чтобы обеспечивался монтажный размер от переднего торца картера коробки передач до переднего торца ступицы шестерни привода промежуточного вала равный 48±0,025 мм и монтажный размер от переднего торца картера коробки передач до переднего торца ступицы синхронизатора 4-5 передач равный 90,3±0,025 мм. При этом блокировочное кольцо и муфта синхронизатора КПП ЯМЗ-238 должны быть зафиксированы на ступице вторичного вала, а наружное кольцо переднего подшипника промежуточного вала должно быть снято. После выполнения работ подобрать необходимое количество установочных прокладок для обеспечения беззазорного торцового упора заднего подшипника промежуточного вала КПП ЯМЗ-238 с проставкой и гнезда заднего подшипника вторичного вала с зубчатой муфтой демультипликатора.

Подбор установочных прокладок производить следующим образом:

- Замерить абсолютные величины размеров между торцами уплотнительной прокладки и проставки и между торцами картера и подшипника. При этом, торец ступицы шестерни привода промежуточного вала коробки передач ЯМЗ-238 должен быть плотно (под усилием собственного веса вала) прижат к торцу технологического приспособления, а наружное кольцо заднего подшипника - к роликам. - Подобрать необходимое количество установочных прокладок и установить в расточку к торцу проставки демультипликатора. - Замерить абсолютные величины размеров между торцами зубчатой муфты и уплотнительной прокладки и между торцами картера и гнезда подшипника. При этом, торец ступицы синхронизатора 4-5 передач КПП ЯМЗ-238 должен быть плотно (под усилием собственного веса вала) прижат к торцу технологического приспособления, а наружное кольцо заднего подшипника с гнездом - к роликам. Демультипликатор КПП ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 с установочными прокладками пристыковать к картеру коробки передач, обеспечив затяжку болтов крепления демультипликатора к коробке передач с Мкр=215,74...274,5 Нм (22...28 кг/см).

Регулировка осевых зазоров в подшипниках промежуточного, первичного и вторичного валов коробки передач ЯМЗ-238

- Установить в расточку картера коробки передач КПП ЯМЗ-238 наружное кольцо переднего подшипника промежуточного вала, после чего замерить абсолютную величину размера между торцами картера и наружным кольцом подшипника. При этом, наружное кольцо заднего подшипника промежуточного вала должно быть плотно (под усилием собственного веса вала) прижато к торцу проставки демультипликатора, а наружное кольцо переднего подшипника - к роликам. Перед замером промежуточный вал провернуть не менее пяти оборотов. - Замерить абсолютную величину размера между торцами корпуса масляного насоса. - Подобрать необходимое количество регулировочных и установить в расточку картера коробки передач ЯМЗ-238 к торцу наружного кольца подшипника. - Пристыковать к картеру коробки передач ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 масляный насос, обеспечив затяжку болтов крепления масляного насоса к картеру коробки передач с Мкр - 23,53...35,30 Нм (2,4...3,6 кг/см).

- Проверить правильность регулировки подшипников промежуточного вала путем его осевого перемещения. Осевое перемещение вала должно быть в пределах (0,005…0,06). Установить в расточку картера коробки передач ЯМЗ-238 первичный вал в сборе с прокладками.

Техническое обслуживание коробки передач ЯМЗ-238 Уход за коробкой передач ЯМЗ-238 заключается в проверке уровня масла и смене его в картере. Уровень масла в картере должен совпадать с контрольным отверстием.

Сливать масло нужно горячим через все сливные отверстия. После слива масла нужно снять крышку в нижней части картера, в которой помещается маслоприемник масляного насоса с магнитом, тщательно промыть их и установить на место.

При этом следует обратить внимание на то, чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой.

Рис.100

Для промывки коробки передач ЯМЗ-238 рекомендуется использовать З л индустриального масла И-12А.

При нейтральном положении рычага управления коробкой передач на 7 - 8 мин пускают двигатель, затем его останавливают, промывочное масло сливают и заполняют коробку передач маслом, предусмотренным картой смазки.

Недопустимо промывать коробку передач керосином или дизельным топливом.

В процессе эксплуатации привода КПП ЯМЗ-238 возможны регулировки:

- положения рычага З (см. рис. 100) переключения передач в продольном направлении; - положения рычага переключения передач в поперечном направлении; - блокировочного устройства телескопических элементов продольной тяги. Для регулировки угла наклона рычага З в продольном направлении необходимо ослабить гайки болтов 6 и перемещением тяги 4 в осевом направлении установить угол наклона рычага примерно при нейтральном положении в коробке передач. Регулировка положения рычага в поперечном направлении осуществляется изменением длины поперечной тяги 17, для чего необходимо отсоединить один из наконечников 16 и, отвернув гайки, отрегулировать длину тяги так, чтобы рычаг управления коробкой, находясь в нейтральном положении против включения передач, имел примерно угол, равный 90˚ к горизонтальной плоскости кабины (в поперечной плоскости автомобиля).

Регулировку блокировочного устройства привода переключения передач КПП ЯМЗ-238 нужно производить следующим образом:

- поднять кабину; - расшплинтовать палец 23 и отсоединить тягу 4 от вилки 22; - очистить серьгу 25 и внутреннюю тягу от старой смазки и грязи; - задвинуть внутреннюю тягу до блокировочной втулки 15; - расконтрить гайку серьги 25 и, вставив отвертку в шлиц хвостовика внутренней тяги, вывертывать ее до исчезновения углового люфта серьги; - удерживая хвостовик 24 от проворачивания, затянуть контргайку; - проверить качество регулировки. При смещении блокировочной втулки 21 в сторону пружины 19 внутренняя тяга должна вытягиваться без заеданий на всю длину, а при задвигании тяги внутрь до упора в пазы блокировочная втулка должна перемещаться четко щелчком до упора втулки в нижний выступ серьги.

При регулировке привода коробки переключения передач ЯМЗ-238 следует соблюдать следующие требования:

- регулировку производить при поднятой кабине и при неработающем двигателе; - не допускать изгиба и погнутости наружной и внутренней подвижных тяг; - во избежание поломки подсоединение тяги 4 к вилке 22 производить так, чтобы отверстие в серьге под палец 23 располагалось над продольной осью тяги 4;

- нейтральное положение коробки передач при поднятой кабине проверять свободным перемещением рычага 18 механизма переключения передач в поперечном направлен ни (относительно продольной оси автомобиля).

Валик 12 при нейтральном положении коробки имеет осевое перемещение, равное 30 - 35 мм, при этом ощущается сжатие пружины.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

spezz.ru


Смотрите также