Проверка масла в коробке


Процесс проверки масла в КПП

Коробка передач является одним из важнейших агрегатов автомобиля. За счет нее машина приводится в движение. Поэтому любому автомобилисту важно проводить своевременный мониторинг масла в коробке передач. Проверку стоит осуществлять не реже трех раз в неделю. Если проверка будет проводиться не своевременно, то смазывающая жидкость может начать вытекать в результате образования повреждений в трансмиссии. В итоге придется проводить ремонт самой коробки передач.

Если вы не знаете, как проверить масло в коробке передач своего автомобиля, то следуйте советам, приведенным ниже. Выполнить проверку очень просто.

Как проверить масло в АКПП

Если на улице высокая температура, или автомобиль только что проехал несколько километров, проверку смазки лучше начинать не раньше, чем через пол часа после остановки мотора. Снять точные показания можно только с остывшего масла. На определенных моделях машин уровень трансмиссионной жидкости проверяют с заведенным мотором. Для выполнения проверки вам понадобятся перчатки и сухая тряпочка.

На щупе имеется две отметки «min» и «max». Первая означает минимальный, а вторая — максимальный уровень масла. Объем трансмиссионной жидкости должен быть таким, чтобы уровень на щупе был как можно ближе к отметке «max».

Важно при проверке обращать внимание не только на объем смазывающей жидкости, но и на ее запах и цвет. Если жидкость имеет почти черный цвет и пахнет гарью, это говорит о том, что она уже не обладает нужными свойствами. Ее стоит заменить.

Последовательность выполнения работ

Необходимо выполнить следующие действия:

  • Прогрейте трансмиссию. Для этого понадобится проехать на машине примерно 10 километров. Остановите машину на ровном местности и не глушите мотор. Нажмите педаль тормоза.
  • Придерживая педаль тормоза, переключите скорости. Трансмиссия должна будет заполниться смазкой.
  • Выньте щуп. Для этого откройте капот. Петля щупа располагается возле перегородки, которая отгораживает салон от отсека, в котором находится двигатель. Аккуратно потяните за петлю и достаньте щуп.
  • Протрите тряпочкой зуп. Вставьте его обратно в трубу, а затем опять достаньте. Сухое место, которое находится на нижнем уровне, расскажет об объеме трансмиссионной жидкости. Если все будет в порядке, нужно будет поставить щуп обратно и закрыть капот.

Проверку стоит осуществлять при прогретом моторе. Если после проверки понадобилось долить смазочную жидкость, постарайтесь не слишком переполнять систему. Если смазки будет очень много, она может вспениться и увеличиться в объеме. Загляните под автомобиль. Если заметите, что там есть подтеки смазки, значит, вы добавили ее чересчур много.

Как проверить масло в МКПП

Это ВАЖНО знать! У каждого владельца автомобиля должно быть универсальное устройство для диагностики своего автомобиля.

Чтобы произвести чтение, сброс, анализ всех имеющихся датчиков и устройств, а также настройку бортового автомобильного компьютера, можно самостоятельно благодаря специальному сканеру... Читать далее.. »

Проверка с использованием щупа

  1. Поставьте машину на ровной местности. Дождитесь, пока масло постоит. На это уйдет не более 15 минут.
  2. Откройте капот. Достаньте щуп, оботрите его тряпочкой и поставьте назад.
  3. Снова достаньте щуп. Обратите внимание на показатель. Если уровень смазки находится меньше показателя «max», значит, необходимо ее долить. Используйте трансмиссионную жидкость той же марки. Подождите, пока масло не отстоится, а затем снова обратите внимание на показатель. Если потребуется, можно будет ее опять долить.

В идеале смазывающая жидкость в мкпп должна находиться несколько выше верхней отметки.

Проверка без использования щупа

  1. Поставьте машину на эстакаду и удалите защиту. Лучше, чтобы наклон автомобиля был не очень большой. Так вы сможете добавить масло выше наибольшей отметки.
  2. Выкрутите заливную коробку. Просуньте туда палец. Вы сможете потрогать смазку.
  3. Если возникнет такая необходимость, добавьте трансмиссионную жидкость специальным шприцем. В ряде случаев удобно использовать длинную трубку.

Если в мкпп будет слишком низкий уровень смазки, то это может закончиться выходом коробки передач из строя. Поэтому так важно проводить проверку своевременно. Если вы заметили первые признаки утечки масла, необходимо срочно проверить прокладки, сальники и крепление картера. Если данные детали износились, их нужно будет заменить.

Какой объем масла должен быть в коробке передач?

Автомобили разных моделей и марок существенно отличаются по своей конструкции. Строение трансмиссии у них тоже разное. Поэтому разным автомобилям требуется разное количество масла. Выяснить, какое количество смазывающей жидкости необходимо конкретному автомобилю, можно только заглянув в инструкцию по его эксплуатации или заехав на СТО. Рекомендуется приобретать масло с небольшим запасом, хотя бы в 1 литр, чтобы можно было его долить в случае утечки.

Всего встречается 3 вида масла: синтетическое, полусинтетическое и минеральное. Первое является самым современным. Его используют в основном для АКПП, но для МКПП оно тоже годится. В АКПП его лучше менять через каждые 50 километров пробега. В МКПП — через каждые 60-70.

Полусинтетическую смазку используют в основном в недорогих иномарках. Менять ее стоит через каждые 40-50 километров пробега. Минеральная смазка применяется в трансмиссии заднеприводных авто, а также ряда грузовых авто. Она требует самой частой замены — через каждые 30-40 километров пробега.

На проверку уровня трансмиссионной жидкости уходит не так много времени. Если вы будете выполнять ее с должной частотой, то вам не придется ремонтировать коробку передач. Если же своевременно не отслеживать уровень смазки, то он может становиться критически низким, что очень вредно для автомобиля.

Видео: проверка масла в АКПП

avtotehnar.ru

Проверка уровня масла в коробке и его состояния: механическая и автоматическая КПП

Начнем с того, что большинство современных автомобилей с МКПП и АКПП по заявлениям самих производителей оснащаются так называемыми необслуживаемыми коробками передач. Другими словами, это значит, что трансмиссионная жидкость залита на заводе и рассчитана на весь срок службы транспортного средства.

Получается, регламентом замена масла в необслуживаемой  коробке передач не предусмотрена и выполняется только при необходимости разборки и ремонта трансмиссии. Именно по этой причине многие КПП не имеют щупа для проверки уровня масла и оценки его состояния, а также специальных отверстий.

Что касается более старых версий трансмиссий, как правило, большинство АКПП имеют такой щуп, а механические коробки конструктивно предполагают наличие специальных контрольных отверстий. 

В любом случае, важно понимать, что понятие «необслуживаемая коробка» является больше маркетинговым ходом. Если просто, часто без замены масла агрегат способен выходит гарантийный период на новом авто, однако после 100-150 тыс. км. могут начаться проблемы. Чтобы не допустить преждевременных поломок и увеличить ресурс КПП, масло нужно менять, а также регулярно контролировать его уровень и состояние.

Как проверить масло в МКПП

Как правило, если речь идет о механической коробке передач, отдельного щупа для проверки уровня масла в такой трансмиссии нет. При этом для того, чтобы определить уровень масла в МКПП, потребуется открутить специальную пробку контрольного отверстия, которая находится в боковой части картера КПП.

  • Чтобы произвести проверку, необходимо прогреть коробку (достаточно проехать на автомобиле 5-15 км). Затем нужно установить автомобиль на ровной поверхности (оптимально загнать машину на смотровую яму или поднять на подъемнике),  а также выждать около 10-15  минут, чтобы масло стекло в поддон для получения точных результатов. Дополнительно кузов машины можно наклонить немного вправо (не более, чем на 2-3 градуса), положив груз в салон или багажник.
Также рекомендуется отдельно изучить руководство по эксплуатации ТС, чтобы точно определить, место расположения пробки контрольного отверстия и типа ключа для ее откручивания. После того, как  пробка была выкручена, нужно оценить, каков уровень масла в КПП. Для этого можно ориентироваться по нижней кромке отверстия,  также можно взять металлический стержень или отвертку, чтобы точно замерить уровень в поддоне.

Если уровень ниже нормы, потребуется долить масло. Сделать это можно несколькими способами,  однако наиболее часто для долива используется шланг и воронка. Шланг вставляется в контрольное отверстие, масло аккуратно и медленно доливается по уровню.  

Параллельно можно сделать забор масла из КПП для оценки его состояния. Для этого потребуется шприц. Рекомендуется капнуть несколько капель на лист чистой белой бумаги. Если масло относительно чистое и прозрачное, на бумаге формируется  пятно с четкой границей, нет явного помутнения, примесей, стружки и посторонних запахов, тогда смазка пригодна для дальнейшей эксплуатации.

Еще допускается естественное потемнение масла, что говорит о  том, что присадки работают и происходит частичная потеря свойств и загрязнение. При этом  полная потеря прозрачности, наличие металлической стружки, заметные изменения вязкости (масло в КПП слишком густое или жидкое) указывает на необходимость обязательной замены трансмиссионной жидкости в механической коробке передач. Сильное загрязнение масла в ряде случаев также является основанием для проведения предварительной промывки МКПП перед заменой смазочного материала.

При обратной сборке важно затягивать пробку сливного отверстия нужным моментом. Обычно момент (усилие) затяжки отдельно указывается в мануале к автомобилю. Также на некоторых авто может потребоваться замена уплотнителя пробки контрольного отверстия КПП. Такой уплотнитель нужно приобретать отдельно перед проверкой.  

Как проверить уровень масла в коробке-автомат

Автоматическая коробка передач, в отличие от МКПП, намного более чувствительна к уровню и состоянию трансмиссионной жидкости ATF. Причина — масло в АКПП является не просто смазкой, но и выполняет ряд дополнительных функций.

Под такими функциями понимается передача крутящего момента в ГДТ, подача жидкости под давлением в гидроблоке на исполнительные механизмы, что позволяет осуществлять управление работой АКПП и переключать передачи в автоматическом режиме.

Естественно, любые отклонения от нормы (перелив или снижение уровня) приводят к тому, что коробка-автомат может работать некорректно, усиливается износ агрегата, появляются рывки, пинки и толчки АКПП, возможны пробуксовки автомата и т.д.

Даже с учетом того, что автопроизводители утверждают о том, что АКПП не нуждается в обслуживании, сами изготовители таких коробок рекомендуют регулярно проверять уровень жидкости (масла АТФ), оценивать цвет, запах и состояние. При необходимости жидкость нужно менять, параллельно производится промывка АКПП (при необходимости), осуществляется замена масляного фильтра АКПП.
  • Итак, чтобы проверить уровень и состояние масла в автомате, необходимо найти специальный масляный щуп АКПП. Такой щуп имеет подавляющее большинство старых версий и большое количество современных автоматических коробок передач. 

Для проверки нужно отдельно изучить мануал, чтобы уточнить, как проверяется уровень масла на той или иной модели автомобиля, в зависимости от типа АКПП и т.д.  В общих чертах, зачастую нужно сначала прогреть коробку (проехать 5-15 км.), затем поставить автомобиль на ровную площадку, перевести селектор АКПП в положение P, двигатель в большинстве случаев глушить не нужно.

Далее место вокруг щупа нужно протереть, чтобы грязь не попала в отверстие.  Затем щуп коробки-автомат потребуется извлечь, протереть его чистой ветошью без ворса, вставить обратно, выждать 3-5 сек и снова извлечь. В норме масло на щупе должно быть на отметке между COLD и HOT, причем на горячую ближе к отметке HOT, но не выше ее.

Кстати, COLD  является показателем уровня масла на непрогретой (холодной) АКПП. Это сервисная отметка,  которая используется при замене жидкости как начальный показатель, после чего обязательно производится дополнительная корректировка после прогрева автомата.  Также не должно быть видно следов вспенивания масла в АКПП (скопление пузырьков на щупе).

При оценке состояния следует уделить особое внимание не только уровню, но и цвету масла АКПП, а также его запаху и степени загрязненности. Свежая жидкость АТФ обычно красноватого цвета, прозрачная, с характерным запахом. В процессе эксплуатации допускается потемнение, однако масло все равно должно оставаться прозрачным. Параллельно не допускается наличие горелого запаха в масле АКПП, что указывает на серьезные проблемы с автоматической коробкой.

Запах горелого, стружка, помутнения и примеси указывают на то, что масло в автомате нужно срочно заменить. Также коробка может нуждаться в дополнительной диагностике и/или промывке АКПП. Вполне возможно, что агрегат требует ремонта, то есть одной заменой трансмиссионной жидкости и фильтра АКПП проблему решить не удастся.

Добавим, что в случае с коробками автомат без масляного щупа точно проверить  уровень самостоятельно несколько сложнее. В этом случае рекомендуется обратиться в сервис, официальный или сторонний, который отдельно специализируется на ремонте и обслуживании различных типов АКПП.

Состояние масла на таких автоматах можно оценить и в условиях гаража. Главное, получить немного жидкости из коробки для анализа. Сделать это можно, выкрутив какой-либо датчик из агрегата, немного приоткрыв сливную пробку (при наличии), сняв патрубок с радиатора охлаждения АКПП и т.д. 

Также рекомендуется заранее собрать необходимую информацию перед выполнением каких-либо манипуляций. Это нужно, чтобы при снятии тех или иных элементов АКПП, в дальнейшем не возникло проблем с герметичностью, были исключены риски поломки клемм, зажимов, защелок, резьбовых соединений, разрушения прокладок, уплотнителей  и т.п. 

Советы и рекомендации

Как видно, проверка уровня масла в МКПП часто сопряжена с необходимостью снимать защиту ДВС, выкручивать контрольную пробку и т.д. По этой причине следует заранее подготовить необходимые инструменты, ключи, уплотнитель и т.п. Проверять масло в такой коробке при условии отсутствия течей и каких-либо неисправностей, а также нареканий на работу коробки, следует каждые 15-20 тыс. км.

Рекомендуем также прочитать отдельную статью о том, каким должен быть цвет масла в коробке-автомат. Из этой статьи вы узнаете о признаках, которые указывают на необходимость замены масла в АКПП или на определенные неисправности автоматической трансмиссии. В случае с АКПП жидкость рекомендуется проверять намного чаще, особенно при наличии щупа. Если же щупа для поверки нет, тогда оптимально оценивать состояние ATF в АКПП каждые 10-15 тыс. км. Напоследок отметим, что менять масло в механической коробке желательно каждые 60 тыс. км. или один раз в 4-5 лет (в зависимости от того, что наступит раньше), тогда как в АКПП замену жидкости ATF и фильтра следует производить каждые 40 тыс. км. или один раз в 3-4 года.

При этом для каждого типа коробки передач нужно использовать только оригинальные жидкости и масла или высококачественные аналоги, которые соответствуют всем допускам и рекомендациям производителя автомобиля и/или трансмиссии.

krutimotor.ru

Как правильно проверяется уровень масла в автоматических коробках передач

Количество автомобилей, оснащённых автоматическими коробками переключения передач (АКПП), стремительно растёт. Причём существуют разные варианты исполнения таких трансмиссий, но все они объединяются под общим термином АКПП.

Сами автопроизводители, выпускающие машины с АКПП, часто заявляют о том, что в их коробках менять масло не нужно. Якобы оно выдерживает весь эксплуатационный период, сохраняя необходимые характеристики и свойства. Но на практике это не совсем соответствует действительности.

Скидки на новые автомобили! Выгодный кредит от 9.9%Рассрочка 0%

Если автомобиль имеет достаточно внушительный пробег, а также эксплуатируется в условиях плохих дорог, то менять смазку в АКПП придётся. Не так часто, как в случае с МКПП, но делать это нужно.

Чтобы понять, когда именно смазочный материал практически израсходовал свой ресурс, автовладельцу нужно научиться правильно проверять уровень и состояние. В случае с АКПП сделать это не всегда просто. Но возможно.

Зачем проводится проверка

Прежде чем говорить о том, как правильно проверяется уровень масла в АКПП, следует узнать о необходимости подобной процедуры.

Смазочные материалы, используемые в АКПП, несколько отличаются от масел, которые заливаются в механические коробки. Составы для автоматических трансмиссий называются ATF. Их задачей является не просто смазка элементов, что позволяет снизить трение между фрикционами, но также отвод излишков тепла и защита от накопления осадка. Масло очищает от нагара, борется с образованием стружки, то есть всестороннее защищает устройство от износа.

Если не контролировать уровень масла в автоматической коробке передач, можно столкнуться со следующими проблемами:

  • начнётся процесс разрушения элементов коробки;
  • при переключениях передачи будут заедать;
  • повысится температура внутри конструкции;
  • снизится механическая прочность металла;
  • начнут разрушаться полимерные компоненты;
  • коробка перестанет корректно работать.

Завершит всё это тотальная поломка, ремонт которой обойдётся порой в целое состояние. Не стоит доводить АКПП до предела её работоспособности, поскольку на восстановление придётся потратить много времени и денег.

Обнаружив первые симптомы неисправностей, пусть даже слабо проявляющиеся, нужно обязательно проверить уровень масла и его состояние. Если никаких утечек нет, и уровень соответствует норме, тогда проблему следует искать в самой консистенции. Не исключено, что масло израсходовало свой ресурс, и нуждается в срочной замене.

Проверка уровня нужна с целью контроля состояния коробки передач автоматического типа. Причём опытные автомобилисты рекомендуют проверять смазку не только, когда появляются какие-то нехарактерные симптомы, но и просто с определённой периодичностью. Кто-то делает это несколько раз в год, другие каждый месяц.

Ориентируйтесь на то, как долго и в каких условиях эксплуатируется машина с автоматической трансмиссией. Чем больше у автомобиля возраст и чем сложнее условия, тем чаще рекомендуется проверять уровень и состояние смазочного материала в картере АКПП.

Проверка уровня

Не все автомобилисты достоверно знают, как правильно проверить уровень масла в коробке автомат. Если вам приходилось сталкиваться с замерами уровня масла в двигателе, существенных проблем при оценке состояния смазки в картере автоматической трансмиссии возникать не должно.

В зависимости от автомобиля, коробка может оснащаться контрольным щупом, либо идти с завода без него. Это предопределяет метод проверки, который будет использовать автомобилист.

Прежде чем приступать к работе, нужно учесть несколько важных моментов.

  1. Автоматические коробки для переключения передач внутри своей конструкции содержат достаточно большое количество полостей. В них скапливается масло во время движения автомобиля, чтобы смазывать все узлы и компоненты АКПП. Из-за этого разовая проверка уровня не всегда даёт точный ответ относительно количества трансмиссионного масла.
  2. Опытные водители советуют делать несколько замеров уровня в течение нескольких дней. Сложив все значения и разделив их на количество проверок количества масла в коробке автомат, можно получить среднее арифметическое.
  3. С точностью до грамма определить количество смазочного материала в коробке невозможно, используя стандартную процедуру измерения щупом. Но при нормальной работе коробки в этом нет никакой необходимости.
  4. Если АКПП оснащается измерительным щупом, производитель обычно его выделяет на общем фоне. Зачастую окрашивается ручка в контрастный цвет. Опытный водитель точно не перепутает щуп от АКПП с измерительным инструментом, предназначенным для проверки масла в картере двигателя. Но новички иногда допускают подобную ошибку. Будьте внимательными.
  5. Автомобили с задним приводом иногда не позволяют быстро отыскать щуп для измерений. Это обусловлено конструктивными особенностями. В таких ситуациях обычно щуп располагается где-то между моторным отсеком и стенкой салона. Ищите тщательнее.
  6. Правильная проверка подразумевает обязательный предварительный прогрев автоматической трансмиссии. Для этого нужно проехать хотя бы несколько километров, чтобы АКПП переходила при этом в разные режимы. Затем нужно остановиться там, где будет проводиться процедура, и немного постоять. Это позволит маслу стечь. Так удастся максимально корректно проверить уровень.

Предварительно разобравшись со всеми подготовительными процедурами, можно приступать непосредственно к самой проверке.

Далее отталкивайтесь от того, предусмотрен на вашем автомобиле щуп для АКПП, или нет.

Проверка со щупом

Измерительное устройство позволяет автовладельцу вовремя заметить утечки и чрезмерный износ смазочного материала.

В большинстве случаев измерительный щуп выделяется на общем фоне, что позволяет быстро обнаружить элемент на корпусе автоматической трансмиссии. Обычно используют окрашенные ручки в красный, жёлтый или какой-нибудь другой контрастный цвет.

При проверке уровня масла в автомате нужно придерживаться несколько правил и выполнять всё строго в заданной последовательности:

  1. Автомобиль должен стоять на ровной поверхности. Любой уклон сразу же делает замеры некорректными, поскольку, в зависимости от смещения, щуп покажет больше или выше нормы. Либо может показать, что уровень нормальный, хотя по факту АКПП испытывает острый дефицит смазки.
  2. Перед измерениями нужно перевести селектор автоматической трансмиссии в положение паркинга. При этом двигатель работает. Это позволяет маслу циркулировать по системе, а не оседать в картере.
  3. На момент измерений АКПП, как и двигатель, должны быть прогреты до рабочей температуры. Обычно это около 90 градусов Цельсия.
  4. Теперь стоит разобраться, как смотреть в АКПП текущий уровень масла. Для этого извлекайте щуп со своего посадочного места.
  5. Измерительный инструмент нужно вытереть сухой ветошью, которая не оставляет ворса. Тереть мокрыми тряпками нельзя, иначе вода будет попадать в смазку. А это плохо.
  6. На всех щупах присутствуют контрольные насечки, отображающие минимальный и максимальный уровень.
  7. Также на щупе присутствуют отметки для измерения уровня при разной температуре. Делятся они на холодный (Cold) и горячий (Hot). На холодную обычно проверяется, когда на улице около 0 градусов Цельсия.
  8. Но для корректной проверки используется отметка Hot в качестве ориентира. То есть проверять уровень следует при прогретом агрегате.
  9. Протёртый щуп вставьте обратно в посадочное гнездо, немного прокрутите, а затем снова извлеките.
  10. Смотрите, где остаётся след от масла, и с какого момента щуп сухой.
  11. Нормой считается положение следа от масла примерно посередине между отметками Max и Min.

Предварительно рекомендуется заглянуть в руководство по эксплуатации конкретно к своему транспортному средству. Иногда показатели нормы могут несколько отличаться друг от друга.

Некоторые автопроизводители рекомендуют поддерживать уровень смазки в зоне Max, но не превышать её. Хотя в большинстве случаев оптимальный уровень находится именно между двумя засечками на щупе.

Если вы всё сделали верно, выставили машину на ровной поверхности и прогрели коробку автомат, а при этом уровень находится в пределах нормы, не лишним будет проверить также и само состояние смазки. Даже при достаточном количестве трансмиссионного масла его эксплуатационные характеристики могут измениться.

Запах гари, мутный тёмный цвет, наличие примесей говорит о том, что смазка уже отработала свой ресурс. И требуется выполнить замену. Проводить её своими руками или отправиться в автосервис, каждый автомобилист решает сам.

Проверка без щупа

Если вы вдруг не найдёте на корпусе своей автоматической трансмиссии щуп, чтобы с его помощью определить уровень масла в АКПП, не переживайте. Для многих машин это норма, поскольку, как говорилось выше, автопроизводители считают, что необходимости в замене масла нет. Учитывая определённые обстоятельства в виде сложных условий эксплуатации и более длительного срока службы, чем планируют автокомпании, проверять уровень всё же приходится.

В такой ситуации уровень масла в АКПП будет проверяться без щупа. Это несколько сложнее, но справиться самостоятельно можно.

На современных АКПП, где якобы заливается бессмертное трансмиссионное масло, производители предусмотрели только наличие специальной пробки с трубкой. Вместе они выступают в качестве системы перелива. Она находится в поддоне картера автомата. С её помощью относятся излишки смазки, а также контролируется состояние лубриканта для коробки.

Трубка системы устанавливается в сливное отверстие на поддоне, а пробка закручивает отверстие трубки. С помощью высоты этой трубки можно определить оптимальный уровень. Выкрутив пробку, сливаются излишки смазочного материала.

Используя пробку с трубкой, можно не только узнать о количестве смазочного материала в системе АКПП, но также проверить его на предмет потери эксплуатационных характеристик. То есть оценивается запах, цвет, консистенция и наличие примесей в виде нагара, металлической стружки и прочих нехороших признаков.

Если вы столкнулись с подобной автоматической коробкой передач, нужно выполнить следующие манипуляции:

  1. Прогрейте немного коробку. Слишком долго ездить на авто не стоит, иначе вы перегреете лубрикант. А это опасно при выполнении последующих процедур.
  2. Домкратом поднимите переднюю часть авто. Но лучше поднимать машину на подъёмнике, чтобы соблюдать горизонтальность положения транспортного средства.
  3. Двигатель находится в рабочем режиме, а селектор коробки переведён в режим паркинга.
  4. Выкрутите пробку и проверьте, в каком состоянии находится смазочный материал. Если с ним всё хорошо, и масло может прослужить ещё некоторое время, пробку устанавливают на место.
  5. Выкручивая пробку из поддона, будьте готовыми к тому, что некоторое количество масла будет выливаться. Слив его в тару, можно оценить состояние. Так вы поймёте, требуется ли менять трансмиссионную смазку, или нет.
  6. Используя эластичный шланг с воронкой, через заливное отверстие вливают небольшое количество свежей смазки той же марки, которая сейчас залита в АКПП.
  7. Сначала заливается около 100-200 миллилитров.
  8. Параллельно следите за тем, как жидкость начнёт вытекать уже через нижнее сливное отверстие.
  9. Добавляйте масло небольшими порциями до тех пор, пока через слив не начнут капать капли смазки. Это говорит о том, что уровень оптимальный.

Процедура действительно достаточно сложная. Правильно и безопасно выполнить её в гаражных условиях не всегда получается. Потому многие автомобилисты, имеющие дело с подобными безщуповыми автоматическими трансмиссиями, отдают предпочтение обслуживанию в автосервисе.

Избыток масла в системе АКПП

При высоком уровне масла в АКПП продолжать эксплуатацию автомобиля в таком состоянии настоятельно не рекомендуется. Это потенциальная угроза для всего автомобиля и для коробки в частности, а также вытекающие из этого последствия.

Если показатель оказался выше нормы, и наблюдается переизбыток масла в АКПП, высока вероятность ошибки самого автовладельца. Часто оказывается, что уровень масла был просто неправильно определён, из-за чего водитель начал заливать свежую смазку, хотя в действительности ситуация того не требовала.

Чётко понимая, какой именно должен быть уровень масла в трансмиссиях АКПП, внимательно следите за корректностью своих измерений. Если вы не уверены в правильности проведения процедуры, лучше отправиться в автосервис. Но не исключено, что и сами сотрудники СТО зальют нужное количество.

Важно помнить одно правило. Холодная жидкость имеет меньший объём, чем горячая. Когда сливается горячая смазка, а на её место заливается холодная, уровень изначально может казаться нормальным. Но при нагреве начнётся процесс расширения лубриканта, что обернётся избытком.

Есть несколько характерных симптомов повышенного уровня смазки в АКПП:

  • коробка пинается;
  • передачи не всегда переключаются;
  • около сапуна видны подтёки;
  • лубрикант подтекает около щупа и сальника;
  • при проверке уровня щупом на нём остаются следы пены.

Если продолжить эксплуатацию в таких условиях, фрикционные диски будут пробуксовывать, что обернётся их сгоранием и износом.

Из-за слишком большого объёма масло будет соприкасаться с подвижными элементами, а это приведёт к вспениванию и появлению эмульсии. Все излишки начнут выходить через сапун системы вентиляции коробки.

Чтобы обойтись без негативных последствий, нужно взять медицинский шприц, а на место иглы закрепить трубку необходимой длины. Убедитесь, что трубка войдёт в заливное отверстие АКПП. Через него вытягивайте излишки масла. Снова проверьте уровень по всем правилам, и убедитесь, что масло не будет расширяться и превышать установленную норму.

Дефицит масла

В АКПП уровень масла может опускаться ниже нормального значения при достаточно продолжительной эксплуатации, а также за счёт утечек и постепенного испарения трансмиссионной жидкости. Низкий уровень не менее опасный, чем избыточное количество смазки в системе.

Большую утечку заметить не сложно, поскольку тогда под автомобилем образуется внушительных размеров лужа. Машина сразу же не сможет ехать.

Куда хуже, если масло уходит постепенно. При незначительном дефиците коробка разрушается очень медленно, и заметить это не очень просто. Стоит обратить внимание на несколько характерных признаков:

  • наблюдается пробуксовка;
  • АКПП переходит в режим пониженной передачи на подъёмах;
  • в момент переключения заметны рывки;
  • коробка воет;
  • при разных оборотах заметно меняется звучание трансмиссии.

Поскольку масла в системе меньше, чем нужно, оно будет нагреваться намного быстрее. От этого нарушается температурный режим. В итоге жидкость подгорает и активно теряет свои физико-химические характеристики.

Помимо масла, АКПП начинает захватывать воздух, что приводит к образованию опасной эмульсии. Поскольку гидротрансформаторы в автоматах работают за счёт давления рабочей жидкости, при изменении её характеристик нарушается работа всей трансмиссии.

Для начала нужно определить причину, по которой масло теряется. Если это естественные постепенные потери, остаётся только долить недостающее количество смазочного материала. Для этого воспользуйтесь тем же приспособлением, что применялось для откачки лишней смазки. Соединив трубку со шприцем, можно порционно добавить недостающее количество масла.

Если же утечка серьёзная, то сначала нужно избавиться от неё путём ремонта, после чего стоит сразу поменять всё масло в системе. Тут уже ориентируйтесь на состояние рабочей жидкости в автоматической коробке.

Опытные автомобилисты советуют не жалеть деньги, и при достаточно длительной эксплуатации машины с пониженным уровнем масла в АКПП менять его полностью. Обусловлено это тем, что при дефиците смазки в нём быстро образуется нагар и скапливается металлическая стружка. Магнит, расположенный на сливной пробке, с таким количеством стружки не справится. Просто долив немного ATF, вы лишь усугубите ситуацию, поскольку стружка будет распространяться по всей системе. А это быстро приведёт к поломкам и прочим проблемам с АКПП.

Нюансы проверки качества ATF

В отличие от проверки масла в картере двигателя, для оценки состояния трансмиссионного масла использовать просто щуп не очень легко. Он не позволит полноценно понять, насколько сильно износилась смазка.

Для объективной оценки следует сделать простой инструмент, которым ранее откачивали и заливали масло. Изготавливается приспособление из шприца и трубки. Отлично подойдёт отрезок трубки для капельницы. Элементы соединяются, трубка опускается в отверстие для щупа, и масла набирается в шприц.

Имея в распоряжении нормальное количество жидкости, можно определить, насколько хорошо сохранилось масло. Если вы видите перед собой смазку чёрного цвета, ощущаете выраженный горелый запах и наблюдаете осадок, то этот лубрикант точно своё отработал. Требуется замена.

Следить за состоянием АКПП крайне важно. Уже давно прошли те времена, когда автоматические коробки считались абсолютно не надёжными, постоянно ломались и стоили чрезмерно дорого.

Современные коробки автомат обладают весомыми преимуществами, позволяют с комфортом передвигаться по городу. Но за ними требуется соответствующий уход. Периодически проверяя уровень и оценивая состояние смазочной жидкости, вы будете знать, когда пора менять масло. Это ключевое условие для продления беспроблемного срока службы АКПП.

drivertip.ru

Проверка масла в АКПП: уровень и состояние жидкости ATF в коробке

Автоматические коробки передач на современных автомобилях уверенно теснят привычную «механику». Причина очевидна, так как данный тип трансмиссий значительно упрощает и облегчает процесс вождения. Также автоматические коробки являются достаточно надежными. Главное, соблюдать основные правила эксплуатации, а также своевременно обслуживать АКПП.

При этом под обслуживанием следует понимать проверку уровня масла в коробке — автомат, оценку состояния трансмиссионной жидкости, а также регулярную замену ATF и фильтра АКПП. Далее мы поговорим о том, как правильно проверять уровень масла в АКПП, а также на что обратить внимание при проверке состояния масла в коробке. 

Для чего нужна проверка масла в автоматической коробке

Начнем с того, что любая коробка передач (механическая, роботизированная, гидромеханическая или вариатор) предполагает использование трансмиссионного масла. В случае с «механикой» или «роботом»  трансмиссионное масло выполняет функцию смазки, защищает нагруженные детали, смывает продукты износа с поверхностей и т.д. 

Также масло циркулирует по каналам гидроблока под давлением, тем самым заставляя включаться нужные передачи благодаря воздействию жидкости на пакеты фрикционов (так осуществляется управление автоматической коробкой).   

Вполне очевидно, что в гидромеханической коробке передач требования к уровню и качеству масла значительно повышены. При этом владелец должен постоянно следить как за уровнем ATF в коробке передач, так и за состоянием жидкости.

Игнорирование данных рекомендаций может привести к сокращению срока службы, появлению рывков и пинков при переключении передач, а также неожиданному выходу АКПП из строя. 

Важно понимать, что большинство неисправностей АКПП возникают в результате понижения уровня масла в коробке. Также нередко возникает ситуация, когда уровень превышает допустимую норму, что также пагубно влияет на состояние, качество работы и ресурс «автомата».

При этом виной в ряде случаев оказывается банальная ошибка или неправильный замер уровня масла в АКПП. Другими словами, нужно знать, как проверить масло в коробке автомат, причем сделать это правильно.

Уровень масла в коробке автомат: как проверить

Прежде всего, чтобы проверить уровень масла в АКПП, рекомендуется отдельно изучить руководство по эксплуатации конкретного ТС. В мануале обычно содержится полная информация о том, как правильно производятся замеры уровня жидкости АКПП, какой объем масла заливать в коробку автомат на той или иной модели автомобиля, какую ATF рекомендуется использовать и т.д.

Итак, что касается общих рекомендаций, которые актуальны для подавляющего большинства авто с АКПП:

  • Уровень масла в АКПП зачастую проверяется на «горячую». Это значит, что не только двигатель, но и коробка должна быть прогрета до рабочих температур. Для полного прогрева «автомата» нужно проехать около 20-25 км.
  • Далее автомобиль устанавливается на ровную площадку, селектор АКПП переводится в режим «паркинг» (P), при этом двигатель глушить не нужно. Двигателю нужно дать поработать на холостых 3-5 минут.
  • Затем необходимо вытащить масляный щуп коробки — автомат и протереть его сухой чистой ветошью. Следите за тем, чтобы на щупе не осталось ворса или какого-либо другого мусора. После этого щуп нужно повторно вставить до упора на 5 сек. и повторно извлечь. Как правило, на щупе есть метки Cold и Hot. Первая метка позволяет сделать приблизительную проверку уровня на холодную. Обычно это необходимо при замене масла в автоматической коробке передач.
  • Вторая метка предполагает точную проверку после прогрева масла в коробке. В норме после прогрева АКПП уровень АТФ должен быть между отметками Cold и Hot. Не допускаются значительные отклонения, причем как в меньшую, так и в большую сторону.

Проверка уровня масла в автоматической коробке: полезные советы

Отметим, что щуп для проверки масла в АКПП обычно красного цвета, тогда как щуп для поверки уровня масла в картере ДВС желтый. Также перед извлечением щупа желательно протереть горловину, чтобы избежать попадания грязи внутрь коробки.

Обратите внимание, если уровень после прогрева АКПП максимальный (ближе к отметке Hot) или низкий (находится на отметке Cold) тогда масло нужно в обязательном порядке или доливать, или откачивать. Как в первом, так и во втором случае игнорирование данной рекомендации может привести к сбоям в работе, повышенному износу и поломкам АКПП.

В случае, когда уровень масла в АКПП ниже нормы, тогда:

  • Происходит нарушение температурного режима, жидкость теряет свои свойства, повышается риск того, что маслонасос АКПП захватит воздух, что приведет к вспениванию трансмиссионного масла. Результат — упадет давления в системе, так как вспененная жидкость будет сжиматься. Низкое давление АТФ, в свою очередь, приводит к сбоям в работе АКПП, перегреву коробки передач, ускоренному износу и т.д.
  • Если уровень масла в коробке автомат слишком высокий, тогда жидкость также может быть вспенена в результате контакта с вращающимися элементами. В этом случае последствия приведут к аналогичным результатам, как и в случае со снижением уровня ниже рекомендуемого. Также вспененная жидкость увеличится в объеме, излишки будут выходить через сапун коробки, что приведет к замасливанию АКПП.
Еще добавим, что ошибочно считать уровень Cold минимальным показателем для прогретой АКПП. Понижение уровня ATF в коробке после прогрева до такой отметки указывает на срочную необходимость долива трансмиссионной жидкости.

Что касается вспенивания, при проверке на щупе можно увидеть отдельные большие пузырьки воздуха. Если уровень АТФ нормальный, тогда это не указывает на  то, что масло в коробке пенится. Если же уровень отклонился от нормы и масло вспенено, тогда такое вспенивание проявляется в виде мелких и равномерно распределенных пузырьков.

В этом случае двигатель автомобиля нужно заглушить на 15-20 минут. За это время масло в коробке отстаивается, затем снова производится проверка уровня  на заглушенном ДВС. После выполняются соответствующие манипуляции, то есть производится долив жидкости или откачка излишков. Основная задача — привести уровень ATF в АКПП в норму.

  • Во время проверки уровня обязательно следует оценить не только уровень, но и состояние самой рабочей жидкости. Жидкость ATF нужно проверять на степень загрязненности, изменение цвета и запаха. В норме трансмиссионное масло красноватого цвета, прозрачное, имеет характерный запах.
Если же замечены, например, частицы грязи и металлическая стружка на щупе, тогда это указывает на то, что в коробке имеет место значительный механический износ. Изменение цвета жидкости с красного на бурый, явное потемнение или почернение указывает на перегрев масла в АКПП. Отчетливый запах горелого часто говорит о том, что фрикционы  коробки – автомат проскальзывают и «горят».

Так или иначе, загрязненная жидкость нуждается в замене. Параллельно меняется и фильтр автоматической коробки. При этом замена масла в АКПП должна производиться только с учетом требований самого производителя автомобиля. Если залить не подходящую по свойствам ATF, тогда это может привести к поломкам автоматической трансмиссии и дорогостоящему ремонту АКПП.

Подведем итоги

Как видно, проверка уровня масла в коробке автомат не является сложной процедурой и вполне может быть выполнена самостоятельно.  При этом следует  не только придерживаться базовых рекомендаций, но и отметить, что некоторые модели авто с АКПП  могут иметь не две отметки на щупе, а только одну.

Также некоторые различия могут быть и в способе проверки уровня масла в «автомате». Например, некоторые производители рекомендуют проверять уровень масла в коробке «на горячую», однако двигатель должен быть заглушен. Еще может потребоваться перед проверкой поставить машину не в режим «паркинг», а на нейтральную передачу N.

Рекомендуем также прочитать статью о том, сколько стоит замена масла в коробке-автомат. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах замены трансмиссионного масла (полная и частичная), а также сколько стоит масло в коробку автомат, масляный фильтр и какова стоимость работ по замене. По этой причине крайне желательно сначала изучить руководство по эксплуатации для конкретного ТС или получить квалифицированную консультацию у профильных специалистов. Еще отметим, что различные виды трансмиссионных масел могут несколько отличаться по цвету и запаху. Однако независимо от типа жидкости масло должно быть чистым и прозрачным, без сторонних примесей, металлической стружки, пены, горелого запаха и т.д.

Крайне желательно запомнить, какого цвета была свежая жидкость во время замены, после чего во время проверок отмечать какие-либо возможные изменения. Если таковые были замечены, тогда лучше  доставить автомобиль на сервис и провести диагностику АКПП.

krutimotor.ru


Смотрите также