Какое масло залить в автоматическую коробку передач


Как выбрать масло для автомобиля с коробкой-"автомат"?

Трансмиссионное масло для автоматических коробок передач является обычным расходным материалом, замена которого предусматривается производителем примерно через каждые 50-60 тыс. километров пробега. Кроме того, если транспортное средство эксплуатируется в тяжелых рабочих условиях, то масло для коробки-автомат нужно менять в два раза чаще. В результате получается, что большинство водителей вынуждены ежегодно задавать себе вопрос: какое масло залить в автоматическую коробку передач на этот раз? Однако, чтобы грамотно ответить на него, для начала нужно разобраться в особенностях существующих видов и специфике их действия.

Функции масла в АКПП

Смазочная жидкость, использующаяся в АКПП, отличается от подобных масел огромным количеством возложенных на нее функций, из-за которых и вынуждена соответствовать многим предъявленным требованиям. Учитывая этот факт, применение в коробке-автомат стандартных моторных или трансмиссионных масел строго запрещается, и заливать в автоматическую передаточную коробку можно лишь специально предназначенные для этого жидкости под названием ATF.

К указанному составу предъявляются достаточно высокие требования по устойчивости к окислению, вязкости, износу и пенообразованию. Прежде всего, это связано с тем, что в конструкцию автоматических аналогов входит сразу несколько узлов: гидротрансформатор, передаточные коробки с зубчатыми колесами и системы управления, для эффективной работы которых требуется только одна ATF.

Жидкость для автоматической коробки передач выполняет сразу несколько очень важных функций:

• передает энергию в гидротрансформаторе (в чем заключается основное отличие от механики);

• смазывает зубчатые передачи;

• отводит тепловую энергию;

• отвечает за фрикционные свойства сцепления;

• гарантирует качественное переключение передач;

• поддерживает работоспособность агрегата в широком температурном диапазоне (от -40 до +170°С).

Нужно ли менять масло в коробке-автомат

Чем дольше эксплуатируется автомобиль, тем больше продуктов износа собирается в КПП, засоряя ее. Поэтому со временем ATF теряет свои свойства и становится неспособной справляться с возложенными на нее функциями, напоминая масло лишь с виду. Более того, по прошествии некоторого периода времени активно изнашиваются втулки, подшипники и другие элементы, вследствие чего страдает вся передаточная коробка.

Поэтому, если вы все еще не знаете, стоит соблюдать периодичность замены масла в коробке-автомат или можно обойтись без этой меры, то учитывайте, что в любом случае избежать замены у вас не получится. Чем дольше машина будет эксплуатироваться со старой трансмиссионной жидкостью, тем выше вероятность будущего дорогостоящего ремонта всего агрегата.

Не стоит забывать о холодном времени года, когда после сильных морозов в месте стыка с мотором с коробки КПП может капать масло. Нередко именно это становится причиной вытекания всей жидкости и неизбежной поломки агрегата.

Обратите внимание! Если трансмиссионное масло начало вытекать с АКПП во время движения транспортного средства, то из-за его недостачи можно попросту сжечь передаточную коробку.

Что касается вопроса пробега или периодичности, то промежуток между заменами масла в АКПП определяется для каждого автомобиля в строго индивидуальном порядке, но в среднем интервал составляет 25-40 тыс. километров.

Частичная замена ATF выполняется при каждом техобслуживании машины, в то время как в полной замене трансмиссионной жидкости автомобиль нуждается намного реже (например, сразу после покупки подержанного транспортного средства, при пробеге больше 100000 километров или в случае, когда присутствуют проблемы с переключением скоростей).

Нужно отметить и тот факт, что на специализированном СТО подобная процедура будет стоить недешево, поскольку для того, чтобы полностью откачать отработанное масло, через передаточную коробку пропускается двойной объем нового смазочного материала.

Какое масло выбрать для автоматической коробки передач своего авто

Если сроки замены масла в автоматической коробке передач уже на подходе, а вы все еще не определились с выбором, тогда вам будет полезно узнать об основных классификационных характеристиках трансмиссионных жидкостей.

Параметры вязкости

Оптимальный уровень вязкости трансмиссионной жидкости прямо влияет на ее способность к бесперебойной смазке не только поверхности механизмов, но и всех соединительных мест между деталями. В частности, определить требуемую вязкость смазочного материала помогают такие характеристики трансмиссионного узла как скорость скольжения и нагрузки на зубья, ведь с увеличением вязкости смазочные свойства масла могут ухудшаться.

Масло с оптимально подходящими параметрами вязкости может обеспечить автомобилю возможность передвижения в условиях низких температур, уменьшает гидравлические потери и повышает КПД трансмиссии, что положительно влияет на расход топливной жидкости. Если же характеристики вязкости трансмиссионного масла не подходят конкретному автомобилю, то вполне возможны поломки отдельных составляющих передаточной коробки и сцепления.

Показатель вязкости смазки для АКПП напрямую зависит от температуры, а вязкостно-температурные свойства такой жидкости определяются согласно классификации SAE J 300 DEC 95. Требования, приведенные в данном документе, разрабатывались Американским обществом автомобильных инженеров, рекомендаций которых придерживаются все мировые производители.

Согласно упомянутой классификации, вязкость смазочного материала определяется в условных единицах, которые называют «степенями вязкости», а разделение масла на классы происходит на основании показателей вязкости, зафиксированных при высоких и низких температурных режимах. Поэтому, выбирая трансмиссионную жидкость для АКПП, следует учитывать эксплуатационные условия автомобиля и привычную максимальную и минимальную температуру за бортом.

Маркировки зимних классов – это 70W, 75W, 80W, 85W, где буква «W» означает «winter» – зима. Чем меньшая цифра стоит возле нее, тем лучшей стойкостью к снижению температур обладает масло, сохраняя оптимальный уровень вязкости при минимальных значениях. Например, для масла 70W максимальные температурные показатели, при которых жидкость не будет терять своих свойств, составляют -50°С, а для смазки с маркировкой 75W – уже -40°С.

Летние классы не имеют в обозначении букв и называются только цифрами: 80, 85, 90, 140 и 250. Соответственно, большее число означает возможность сохранения маслом своих вязкостных свойств при более высоких температурных показателях.

Внимание! С каждым годом все более популярными становятся всесезонные трансмиссионные масла, которые обозначаются двойной маркировкой (например, SAE 80W-90 или SAE 75W-90).

API характеристики

Трансмиссионное масло для автоматической коробки передач является достаточно специфическим товаром, для которого не существует единственной классификационной системы, описывающей все эксплуатационные свойства. Однако, несмотря на этот факт, достаточно часто используется система API, которая классифицирует масла по качеству выполнения его основных задач.

Основным критерием для присвоения трансмиссионной жидкости того или иного класса по API – это устройство и рабочие условия передачи, в работе которых используется данное масло. Однако нельзя не учитывать и второстепенные критерии для разделения смазочных жидкостей, такие как содержание в масле противоизносных и противозадирных свойств.

Согласно классификационной системе API, трансмиссионные смазочные материалы разделяются на следующие классы:

• API GL-X, где вместо Х указывается число от 1 до 5, обозначающее, собственно, класс масла. Отсчет начинается от первого класса (API GL-1), который выполняет самые простые задачи, и заканчивается пятой категорией (API GL-5) с повышенными эксплуатационными характеристиками масла.

• API MT-1 является относительно новой категорией, которая по свойствам эквивалентна API GL-5, но в то же время обладает повышенной термической стабильностью.

В 1998 году, когда API работали в контакте с SAE и ASTM, ими было предложено пару новых категорий для оценки качества трансмиссионных смазочных жидкостей – PG-1 и PG-2 (в некоторой технической литературе обозначается как GL-7). Первый вариант предназначается для механических коробок передач тяжелых грузовиков и автобусов, а второй – для ведущих осей грузовиков и автобусов. В обеих категориях особое внимание уделялось высокотемпературным свойствам.

Обратите внимание! Категория API PG-2 до сих пор находится на стадии проектирования, но предполагается, что масла этого класса будут иметь те же свойства, что и смазочные жидкости API GL-5, но уже с улучшенными термическими показателями.

Инструкция по эксплуатации автомобиля – лучший помощник в выборе правильного масла

Одним из основных и наиболее правильных вариантов выбора смазочной жидкости для автоматической коробки передач является тщательное изучение инструкции по сервисному обслуживанию вашего транспортного средства, которая наверняка прилагалась к авто (если же столь важная книжечка была утеряна, то найти нужную информацию можно и в Интернете). От вас требуется только отыскать нужный пункт, выяснить марку требуемой жидкости и купить ее. К примеру, компания АвтоВАЗ рекомендует владельцам своих автомобилей следующие трансмиссионные смазочные материалы:

• «Омскойл Транс П» с индексами 80W-85; GL-4/5;

• «Волнез ТМ4» с индексами 80W-90; GL-4;

• «Рексол Т» с индексами 80W-85; GL-4.

Если рассматривать иностранную продукцию, то для представителей ВАЗовской группы подойдет любое трансмиссионное масло, соответствующее GL-3 или выше. Однако не стоит забывать и то, что вместо оригинальной продукции всегда можно купить подделку, которая не будет обладать требуемым набором качеств. Поэтому отдавайте предпочтение только проверенным маркам производителей.

Почему так важен правильный подбор масла в коробку передач

От правильного подбора трансмиссионной жидкости во многом зависит «самочувствие» автомобиля в целом. Так, залив в АКПП неподходящее масло, можно запросто ухудшить ее работу, вплоть до полного выхода из строя. Кроме того, нередко снижается рабочий ресурс смежных деталей и узлов. Поэтому не стоит экономить на качественной смазке для своего автомобиля, тем более что найти универсальные аналоги не так уж и сложно.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

auto.today

Масло в коробку-автомат – как выбрать и залить самостоятельно

Коробка-автомат самый распространенный вид трансмиссии на современных автомобилях. Вождение с ней наиболее комфортное, так как переключение передач происходит плавно. При должном уходе АКПП способна прослужить не меньше, чем механическая коробка, которая считается самым надежным агрегатом. Автомат очень сложное устройство, в котором много взаимодействующих между собой деталей. Во время работы между ними происходит трение и постепенно они изнашиваются.

Чтобы минимизировать влияние трения, применяется трансмиссионная жидкость. Со временем она стареет, и ее приходится менять. Но разнообразие жидкостей настолько велико, что может запутать любого автовладельца.

Коробка передач, независимо от ее типа, предназначена для передачи крутящего момента от коленвала ведущим колесам. Если бы ее не было, то сложно представить себе, как бы автомобиль мог стоять при работающем двигателе или ехать назад.

Основными элементами АКПП являются:

  1. Гидротрансформатор – играет роль сцепления подобно МКПП. Он передает крутящий момент от двигателя на первичный вал автомата.
  2. Планетарный редуктор – состоит из планетарных рядов, муфт и тормозов. От их переключения зависит передача, на которой едет автомобиль.
  3. Гидроблок – устройство управления, которое контролирует переключение передач.

Не будем описывать подробно процессы, происходящие внутри коробки передач. Отметим лишь, что трансмиссионная жидкость в ней играет одну из главных ролей, так как циркулирует по всем узлам будто кровь по венам и артериям.

В зависимости от химического состава все трансмиссионные жидкости делятся на 2 вида:

  • минеральные;
  • синтетические.

Минеральные масла имеют большое количество недостатков, поэтому в автоматах практически не применяется. Они отличаются более высокой вязкостью и меньшим сроком службы. Подверженность окислению способствует быстрому старению и образованию налета на деталях. А так как автоматическая коробка передач очень чувствительный агрегат, то такие характеристики смазки не удовлетворяют ее требованиям.

Характеристики синтетических масел легко менять при помощи различных добавок. Присадки дают базовой основе определенные свойства. Наиболее важные для АКПП:

  • сопротивляемость окислению;
  • вязкостные и температурные характеристики.

Выбор трансмиссионки – одна из самых сложных задач для автомобилистов, но если понять, как это делать, то задача значительно упрощается.

Каждый автопроизводитель заливает определенные жидкости в АКПП, которые соответствуют его же требованиям. Какая именно жидкость используется в конкретной модели автомобиля, указано в инструкции по эксплуатации. Часто эту информацию можно найти на щупе коробки-автомат. Частично задача выбора трансмиссионки упрощается тем, что автопроизводители продают жидкости под своим брендом. Как правило, самостоятельно они их не производят, а заказывают у других производителей масел.

Все характеристики, которым должно обладать определенное масло, объединяют в единый документ, называемый OEM спецификацией. Ниже приведены спецификации некоторых автопроизводителей:

  • Тойота – Toyota T, T-II, T-III, T-IV, WS.
  • Ниссан – Nissan Matic-C, D, J, K, S и Nissan Matic-W.
  • Хонда – Honda ATF, ATF-Z1, DW1.
  • Митсубиси – Mitsubishi J2, J3, PSF, SP-II, SP-III, SP-IV.

Не только конвейерные поставщики производят трансмиссионные жидкости для автоматов. Достаточными свойствами обладают смазки и других брендов. Информация о соответствии по OEM спецификации той или иной трансмиссионной жидкости всегда указывается на упаковке. Чтобы получить право писать на своей продукции такое соответствие, производитель подвергает свою продукцию многочисленным анализам и испытаниям.

Чтобы выбрать масло в коробку-автомат автомобиля нужно следовать такому алгоритму:

  1. Найти информацию о рекомендуемой смазке в инструкции по эксплуатации или на щупе;
  2. По каталогам выбрать трансмиссионную жидкость, соответствующую указанной OEM спецификации.

Иногда невозможно выяснить, какую смазку нужно заливать в АКПП. Тогда приходится обращаться к специалистам или к профильным форумам и сайтам. Ниже представлена информация об используемых жидкостях в некоторых популярных моделях автомобилей.

Марка и модельГод выпускаСпецификация по OEM
Форд Фокус1998–2004Ford WSS-M2C202-B
Ford WSS-M2C 919-E
Хендай Солярис2010–2017ATF SP-III
2017-настоящее время
Мазда 62002–2008MAZDA ATF M–V, MERCON V
2008–2012
2012-настоящее времяMAZDA ATF FZ
Ниссан Альмера Классик2006–2012NISSAN ATF Matic Fluid D
Тойота Королла2000–2006TOYOTA ATF TYPE T-IV
2006–2012TOYOTA ATF WS
2012-настоящее время
Тойота РАВ 41994–2000TOYOTA ATF TYPE T
2000–2005TOYOTA ATF TYPE T-IV
2005–2012TOYOTA ATF WS
2012-настоящее время
Тойота Камри2001–2006TOYOTA ATF TYPE T-IV
2006–2011TOYOTA ATF WS
2011–2018
Шевроле Круз2008–2015GM ATF DEXRON IV

Если вы выбрали одну модель смазки однажды, то ее следует использовать и при следующих заменах. Смешивание масел способно дать непредсказуемый результат. Ведь, несмотря на то что другая жидкость может соответствовать требованиям производителя, в нем могут содержаться другие присадки. Они могут вступить химическую реакцию, и чем она обернется – неизвестно.

В том случае, если твердо принято решение сменить трансмиссионную жидкость на отличную от той, что уже залита, придется сделать полную ее замену. Для этого понадобится дополнительный объем трансмиссионной жидкости, в два, а то и в три раза превышающий тот, который требуется при обычной замене. Ведь придется полностью избавиться от старой жидкости.

При покупке смазок часто можно наткнуться на подделки. О качестве таких жидкостей нечего и говорить, ведь они не проходят проверку на соответствие требованиям по химическому составу и эксплуатационным свойствам.

Результат применения подделок предсказуем – это выход из строя агрегата и его дорогостоящий ремонт или замена.

Чтобы не приобрести такой товар, следует научиться отличать подделку от оригинала. При покупке обращают внимание на следующие моменты:

  1. Этикетка. Она должна быть точно такой, как на официальном сайте производителя трансмиссионной жидкости. Не допускается ни одно отличие и тем более ошибки. Все надписи и изображения должны быть четкими, без размытостей.
  2. Цвет упаковки. Она также, как и этикетка не должна отличаться. Поддельная продукция часто разливается в тару немного другого оттенка. Но разницу вряд ли можно определить на глаз.
  3. Крышка. Она должна иметь защитное кольцо, по которому видно, вскрывалась канистра или нет.
  4. Запах и цвет. Если есть какие-либо сомнения во время покупки масла, то можно при продавце вскрыть упаковку и проверить содержащуюся в ней жидкость. Она должна быть однотонной, однородной и без запаха гари.

Уровень масла в автомате нужно периодически контролировать по щупу. На холодной машине он должен достигать отметки Cold, а на прогретой – Hot. Если уровень стал ниже требуемого, то трансмиссионку нужно долить. Заливка производится через трубку, в которую устанавливается щуп. Для этого еще понадобится воронка. Доливается жидкость небольшими порциями, чтобы не допустить перелива.

Если же предстоит замена масла в коробке-автомат, то заливке жидкости предшествует ее слив. Здесь понадобится набор инструментов, расходников и смотровая яма. Нужно будет слить масло, заменить фильтр в АКПП и только тогда начать наполнение агрегата смазкой.

Выбор и заливка трансмиссионной жидкости проще, чем кажется на первый взгляд. Чтобы коробка-автомат радовала вас длительное время, нужно строго соблюдать рекомендации производителя по замене смазки и ее типу. Главное, выбирать надежный бренд, который имеет хорошие рекомендации и покупать масла в проверенных магазинах.

tuningkod.ru

Масло в коробку передач — какое заливать в автомат и механику, классификация . — DRIVE2

Масло в коробку передач — какое заливать в автомат и механику, классификацияAllroader.ru

По сведениям многочисленных автомобильных печатных изданий, большинство автолюбителей знают о существовании трансмиссионных масел, но весьма слабо ориентируются в их разновидностях и функциональных характеристиках. Сильное заявление, но это так.

Кроме того, существует путаница и в различии применения масла для коробок. Зачастую указанную техническую жидкость подбирают методом «научного тыка», обрекая узлы и агрегаты своего автомобиля на страдания интенсивный износ и преждевременный выход из строя. Многие при выборе масла для трансмиссии своей машины ориентируются на мнение и отзывы знакомых, большинство же практически полностью доверяют уверениям продавцов автомагазинов или специалистов автосервисов.

Далеко не все ориентируются в цифровых и буквенных обозначениях на этикетках, а ведь именно там указывается информация о назначении того или иного сорта автомобильного масла — с первого взгляда, все просто и очевидно. Так какое масло заливать в коробку?

Необходимо иметь в виду, что не все детали автомобиля, относящиеся к конструкции трансмиссии, требуют смазки именно маслом. Так, для трансмиссии многих переднеприводных машин специалисты рекомендуют применять моторное масло, а не масло для трансмиссий.

Что касается коробок автомат, то они вообще требуют использования специальной жидкости (ATF), поскольку традиционные масла не подойдут для автоматических трансмиссий по причине их высоких вязкостной характеристик.

Типы масел

По своему химическому составу трансмиссионные масла принято разделять на следующие виды:

Синтетические, получаемые при помощи синтеза определенного набора химических веществ. Такие масла обладают наибольшей стоимостью;Полусинтетические масла – универсальные жидкости, имеющие в своем составе специальные присадки, призванные повысить эксплуатационные характеристики автомобиля. Учитывая характеристики полусинтетических масел, их зачастую применяют для ведущих мостов, а также заливают в механические коробки передач. Эта разновидность масел оптимально подходит для использования в автомобилях, работающих в условиях низких температур и серьезных нагрузок;

Минеральные масла представляют наиболее бюджетный вариант специального нефтепродукта, получаемого из минеральной основы. Минеральные масла неплохо справляются с созданием на рабочей поверхности необходимой эластичной пленки, которая защищает детали от попадания туда посторонних веществ (пыли и грязи), исключая повышенный износ трансмиссии. Кроме того, минеральные трансмиссионные масла характеризуются хорошей степенью вязкости и устойчивостью к окислительным процессам.

Вязкость масла

Используемая в маркировке трансмиссионного масла аббревиатура SAE, наносимая на этикетку тары, указывает на показатель вязкости, которая является одной из ключевых характеристик любого автомобильного масла.

Подобранный должным образом индекс вязкости обеспечивает бесперебойный процесс смазывания трущихся деталей коробки передач, а также иных деталей, входящих в ее конструкцию. Таким образом достигается увеличение срока службы этого важнейшего и весьма дорогостоящего узла, возрастает КПД всей трансмиссии в целом. От степени вязкости масла, заливаемого в трансмиссию, зависит возможность эффективного трогания автомобиля с места даже при сильных морозах, а также уровень топливного расхода двигателя.

Очень важно подобрать жидкость с оптимальным показателем вязкости, ведь как высокая, так и низкая степень вязкости масла уменьшает его смазывающие свойства.Если в маркировке трансмиссионного масла использована буква W, это свидетельствует о всесезонном режиме применении жидкости. К примеру, надпись на канистре с маслом SAE 75W90 таит в себе информацию о следующих характеристиках:

число 75 указывает, насколько жидкость сохраняет текучесть в условиях отрицательных температур; число 90 означает индекс вязкости, который рассчитывают от температуры нагревания масла до 100°С.

Если производитель масла не ставит в маркировке после буквы W числовой индекс, это указывает на возможность использования жидкости в зимних условиях. При отсутствии в маркировке символа W масло из такой тары заливать в коробку можно лишь при езде на машине летом.

Важно иметь ввиду, что показатель степени вязкости является одним из основных критериев, на который следует обращать внимание при выборе трансмиссионного масла. Наглядным примером важности показателя степени вязкости будет следующее сравнение. Так, синтетическое трансмиссионное масло с указанной выше маркировкой в момент его охлаждения до -40°С будет иметь индекс вязкости, какой имеет обычная минеральная вода, охлажденная до -12°С.

На деле вязкостные характеристики масла в трансмиссии проявляются именно в зимний период времени. Если передачи механической МКПП, в которую залито подходящее масло, будут переключаться легко и свободно даже в сильный мороз, то «летнее» масло в коробке спровоцирует серьезное сопротивление движению рычага КПП уже при небольших морозах. Исходя из указанной характеристики, производители и продавцы трансмиссионных масел используют классификацию описываемых технических жидкостей, исходя из географического принципа:

масло с числовой маркировкой от 140 и более по SAE отлично подойдет автомобилистам, которые эксплуатируют свои транспортные средства в южных регионах страны;жидкости, имеющие SAE маркировку около 90, станут оптимальными при всесезонной эксплуатации в условиях умеренно-континентальной климатической зоны;маркировка 75W-90 означает, что коробка передач справится с задачей в очень сильные морозы.

Классификация масел

Выбирая масло, рассчитанное на смазку трансмиссионных узлов, следует учитывать два важнейших параметра:

степень нагрузок на механизм;интенсивность скольжения, возникающего в зубьях контакта.

Перечисленные критерии являются основанием для выбора конкретных присадок, добавляемых в масло. Специалисты рекомендуют не пугаться присутствия сернистых соединений, входящих в состав присадок того или иного масла. Благодаря своим свойствам, такие присадки обеспечивают столь сильный защитный эффект, что химическое воздействие сернистых соединений можно просто не замечать.

В коробки современных легковых машин, как правило, заливают трансмиссионные масла сорта GL-4 и сорта GL-5 по зарубежной классификации. Эта классификация соответствует отечественной маркировке ТМ-4 и ТМ-5. Также нередко используют и масло универсального класса GL-4/5, которое подходит для различных типов передач.

Масло типа GL4 применяют для работы зубчатой конической и гипоидной коробок передач, а также для смазки узлов и механизмов ведущего моста, работающих при среднестатистических предельных нагрузках. Что касается масла типа GL5, то с ним работают гипоидные высокоскоростные передачи коробок, эксплуатируемые при регулярных высоких нагрузках и повышенных температурах.

Однако принципиальное различие масел GL-4 и GL-5 состоит в том, что присадки для GL-5 обладают высочайшими противозадирными свойствами, что не сочетается с работой синхронизаторов КПП. Использование GL-5 нередко вызывает громкий скрежет механизмов коробки, а в последующем может вывести коробку из строя. Стоит помнить, что масло GL-4 предназначается исключительно для использования в коробке передач, тогда как GL-5 заливают в узлы и агрегаты ведущих мостов.

Безотказная работа трансмиссии является одним из основных показателей надежности работы автомобиля в целом. Вместе с тем, на работоспособность механизмов трансмиссии напрямую оказывает влияние конкретный выбор владельца машины, стоящего перед проблемой покупки наиболее подходящего трансмиссионного масла для своего транспортного средства.

Какое масло заливать в коробку?

Существует мнение, что оптимальным балансом между качеством и ценой располагают жидкости на полусинтетической основе. Они удачно сочетают лучшие характеристики жидкостей на синтетической и минеральной основах и стабильно выполняют свои главные функции, гарантируя стабильную работу трансмиссии при низких температурах, продлевая период службы работы КПП.

Ряд специалистов утверждают, что разновидность масла – полусинтетическое, минеральное или синтетическое, не настолько принципиальна, чтобы ставить этот критерий во главу угла при покупке масла. Главными показателями при выборе смазочного материала будет индекс вязкости масла и свойства включенных присадок.

В любом случае, необходимо осознавать, что от того, насколько эффективным будет воздействие трансмиссионного масла на смазываемые детали и узлы, напрямую зависит продолжительность и надежность работы трансмиссии.Информация с сайта Allroader.ru

www.drive2.ru

Масло для коробки автомат: уникальный состав и функции

Большинство современных автомобилей снабжаются автоматическими коробками передач (АКПП). И хотя механические трансмиссии (МКПП) всё равно надёжнее и дешевле, общая тенденция перехода на автоматы только усиливается. Связано это с тем, что езда с автоматической коробкой комфортнее. Не нужно заботиться о переключении передач и выжимать сцепление – его роль выполняет гидротрансформатор. Вместо трёх педалей всего две – акселератор и тормоз.

История появления, принцип действия АКПП

Первые автоматические коробки передач появились в 30-х годах прошлого столетия. Эксперименты и конструкторские разработки проводились компанией Дженерал Моторс. Её инженеры внедрили вместо механического сцепления сервопривод. Таким образом, получилась полуавтоматическая КПП. Приблизительно к этому же времени европейские производители собрали настоящую автоматическую трансмиссию.

Поначалу изделия были ненадёжными, часто выходили из строя. До тех пор, пока не начали применять гидравлическое управление вместо электромеханических и сервоприводов. Этим путём пошла компания «Крайслер», впервые спроектировав и применив такие узлы, как гидротрансформатор и гидравлическую муфту. К 50-м годам прошлого века конструкция коробки-автомата окончательно была доработана. С тех пор она только улучшалась – появилось компьютерное управление гидравлическим блоком, увеличилось количество передач. Сегодня к АКПП можно отнести классические автоматы, вариаторы, а также роботизированные КПП.

Гидротрансформатор

Классические АКПП имеют несколько основных узлов. Один из них – гидротрансформатор (ГТ). Это – аналог механического сцепления, работающего с МКПП. Его основная задача – передать усилие с маховика двигателя на колёса автомобиля. Достигается это применением двух крыльчаток – насосной и турбинной. Насосная крыльчатка, раскрутившись посылает трансмиссионную жидкость (ТМ, ATF, Automatic Transmission Fluid) на турбинную. Под воздействием масла турбинная также начинает вращаться. Насосное колесо сначала движется быстрее турбинного, часть КПД расходуется на сам принцип передачи энергии вращательного момента. Рабочую жидкость между крыльчатками нагнетает масляный насос. Между ними расположено также неподвижное реакторное колесо, которое особым строением лопастей отправляет масляный поток назад, к насосной крыльчатке, раскручивая её ещё больше.

Когда скорости ведущей и ведомой крыльчаток уравняются, ATF меняет направление движения. Сразу же включаются обгонная муфта, передавая крутящий момент напрямую от насосной к турбинной крыльчатке, а колесо реактора начинает вращательное движение по направлению движения трансмиссионной жидкости. Конструкцией предусмотрена также блокировочная муфта, блокирующая ГТ.

Планетарные передачи

Роль механической коробки передач выполняют компактные планетарные редукторы, управляемые электронной системой. Часто их бывает два, соединены они последовательно. Это позволяет иметь современным автоматам шесть, а то и восемь скоростей. Пакеты фрикционов представляют собой нечто среднее, объединяющее свойства синхронизатора и сцепления применительно к МКПП.

Электронная управляющая система собирает информацию с датчиков, которыми буквально нашпигован современный автомобиль. Обработав положение педали газа, а также количество оборотов на входе и выходе АКПП, она подаёт сигналы гидравлическому блоку управления, переключающему скорости при помощи клапанов. В гидравлической системе управления основным рабочим телом является всё то же масло для коробки-автомат, или ATF. Гидравлические клапаны, или золотники, воздействуя на фрикционы и тормозные механизмы, блокируют один или два элемента, из которых состоят планетарные ряды. Их состав следующий:

  • солнечная шестерня;
  • кольцевая (коронная) шестерня;
  • шестерни-сателлиты;
  • водило.

Расположение деталей и некоторые режимы работы показаны на рисунке.

Основной режим планетарной передачи в качестве редуктора. Передачи переключаются фиксацией одного или сразу двух из 3 элементов – кольцевой и солнечной шестерен, а также водила. Передаточное число будет определяться тем, какие из этих элементов закреплены, и от количества зубьев ведущего и ведомого.

ATF: основные функции и состав

Первую трансмиссионную жидкость для автоматической коробки передач создали инженеры General Motors. Это произошло к началу 40-х годов прошлого столетия. Маркировка имела название Hydramatic. Современные смазывающие материалы (ATF) состоят из минеральной, полусинтетической или полностью синтетической основы, имеющей высокий индекс вязкости, а также пакетов присадок, значительно улучшающих качества основного состава.

Функции

Если взять во внимание устройство АКПП, представленное выше, становится понятным, почему масло, заливаемое в автоматическую коробку, выполняет сразу несколько важнейших функций, определяющих специфику его состава. Можно увидеть, что некоторые функции являются даже взаимоисключающими.

  1. Охлаждает детали коробки-автомат, нагревающиеся при сцеплении друг с другом. Сама ATF охлаждается в специально отведённом для этого радиаторе, который может располагаться одним блоком с радиатором охлаждения мотора или отдельно.
  2. Моет, очищает внутренности АКПП, адсорбируя побочные продукты износа деталей. После этого оставляет их на поверхности фильтрующего элемента.
  3. Антифрикционное качество позволяет минимизировать трение между соприкасающимися поверхностями деталей. Омывая их, трансмиссионная смазка уменьшает также износ механизмов, увеличивая ресурс работы автоматической коробки.
  4. Будучи рабочим телом гидротрансформатора, ATF передаёт крутящий момент от маховика двигателя к планетарным рядам коробки передач.
  5. Имея антикоррозионные присадки, масляная жидкость защищает детали от пагубного воздействия влаги.
  6. Смазка обеспечивает сцепление в пакетах фрикционов, когда они прижимаются друг к другу гидравлическими клапанами.
  7. Масло для трансмиссии является также элементом управления, передавая усилие на управляющие золотники, переключающие передачи.

Состав

Весь вышеуказанный набор функций определяет, какие составляющие должны быть в смазочной смеси. Кроме базового масла, до 15% общего объёма занимает пакет присадок. Он состоит из:

  • добавок, предотвращающих вспенивание рабочей жидкости;
  • ингибиторов коррозии, создающих антикоррозионную защиту деталей;
  • антиокислительных присадок, замедляющих процесс старения ATF;
  • добавок-дисперсантов, удерживающих продукты износа во взвешенном состоянии и не позволяющих им выпадать в осадок;
  • модификаторов трения – обязательной составляющей как моторного, так и трансмиссионного масла в АКПП;
  • вязкостных присадок, не позволяющих ATF загустевать при сильных морозах;
  • компонентов, не позволяющих смазке реагировать с материалами прокладок и уплотнителей;
  • противоизносных добавок, повышающих срок службы механизмов.

Замена и её периодичность, подбор ATF

Ещё совсем недавно многие производители АКПП заявляли, что масляная жидкость залита внутрь этих сложных механизмов на весь срок эксплуатации. Эти утверждения базировались на том, что больше 5 лет автомобилисты развитых стран свои автомашины не эксплуатируют. Затем либо по дешёвке продают, либо вообще отправляют на свалку. Такой период трансмиссионная жидкость с трудом, но выдержит.

Сейчас изменение сервисной политики возвращается к своему нормальному состоянию. То есть предусматривается замена. Свежее масло заливать в автоматическую коробку необходимо после 50–60 тысяч км пробега. При тяжёлых условиях эксплуатации замену следует производить через 30 тысяч. Кстати, езда по российским дорогам и пробки – как раз тяжёлые условия для АКПП.

Подбор масла – относительно несложная процедура. Каждый изготовитель указывает, каким продуктом пользоваться. Широко используется классификатор от General Motors – это масла Dexron II (C, D, E), Dexron III, IV, VI. Так, бюджетные минеральные смазки отвечают спецификации Dexron II D, а их более продвинутые синтетические собраться – Dexron II Е. Тем не менее эти два стандарта взаимозаменяемы. Чего не скажешь об уровне Dexron III – смазки этого класса имеют более низкий коэффициент трения. Некоторые производители, например Honda, разрешают использовать для своих АКПП только синтетическое масло Honda Genuine ATF DW1. До него эксплуатировалась марка Honda ATF Z1.

Обновлять смазывающую смесь можно двумя способами – полной или частичной заменой. Наиболее распространена частичная, при которой обновляется примерно 30–40% жидкости, через каждые 30 тысяч км проезда. Остальная остаётся в гидротрансформаторе. Чтобы слить смазку таким простым способом, нужно дать отстоять машине пару суток над смотровой ямой. Тогда ТМ сольётся полностью, так как стечёт из гидротрансформатора. Но такую процедуру нужно делать только летом, чтобы ATF не загустела. Ведь мотор запускать в этом случае нельзя.

Есть ещё один вариант частичной замены – от 3 до 4 раз подряд с интервалом 200–300 километров. Это обойдётся дороговато, зато можно быть уверенным, что вся жидкость освежилась. Тем более есть автоматы, которые не допускают использование специального оборудования, позволяющего проводить полную смену масла. К ним, например, относятся автоматические коробки всё той же Honda.

Полностью меняют смазку только на СТО, так как требуется специальное оборудование. Одновременно выкачивается старая ATF и закачивается свежая, под давлением. Процесс контролируется по цвету смазки. Как только цвет входящей и выходящей жидкости станет одинаковым, работа прекращается.

motoroilclub.ru


Смотрите также