Какое масло меньше всего угорает тесты
Моторное масло SW-30 - экспертиза четырех образцов - журнал За рулем

Материалы по теме
Принято считать, что без маловязкого масла современный мотор станет кушать много бензина, а из выхлопной трубы будет дурно пахнуть. Но говорят, что для России всё должно быть другим, в том числе и масло.
Мы взяли три полностью синтетических импортных моторных масла с вязкостью SAE 5W‑30 от ведущих производителей, занимающих львиную долю отечественного рынка, — ExxonMobil, Shell и Castrol. К этой троице присовокупили не столь распространенное, но не менее известное масло Motul.
Как испытывали? На каждом из масел специально подготовленный стендовый двигатель крутился в заданных режимах сто двадцать часов, при этом сравнивались его характеристики на различных стадиях испытаний. Мотор — отечественный восьмиклапанник ВАЗ‑21114 с впрыском, с измененной программой управления и системой масляного охлаждения поршней.
Почему двигатель не иномарочный? Условия испытаний не позволяют. Методика требует до начала испытаний и после них вскрывать мотор, обмерять, дефектовать, фотографировать и взвешивать детали. А современные ненашенские моторы разборке-сборке не подлежат — коленчатый вал там снять нельзя. Точнее, снять можно, а вот ставить обратно уже запрещено.

Через фиксированное время мы отбирали — три раза — пробы масла для оценки темпа его старения. Отслеживали изменение физико-химических показателей масла, а также содержание в нем продуктов износа. А вскрытие мотора уточняло представление об отложениях и износе.
Чтобы отсеять сомнения насчет возможных подделок, свежие пробы масел мы отдали в лабораторию для определения базовых физико-химических показателей и сравнили их с указанными производителями. Если совпадают — стало быть, масла настоящие, не поддельные. Удивило другое: начальные параметры всех четырех масел практически одинаковые. Уж не из одной ли они бочки? Из разных! Это выяснилось после измерений динамической вязкости во всем диапазоне температур. Но сначала вспомним, какие вообще бывают вязкости.

Материалы по теме
КИНЕМАТИЧЕСКАЯ, ДИНАМИЧЕСКАЯ И HTHS
Имеется прямая связь между вязкостью масла, потерями на трение и скоростью износа узла трения. В классической гидродинамике различают две характеристики вязкости — динамическую и кинематическую. Для мотора важна именно динамическая вязкость масла, поскольку она учитывает изменение плотности в зависимости от температуры. А кинематическая вязкость важна для масленщиков; она может быть точно определена капиллярным вискозиметром. Ранее параметры вязкости, предписанные классом SAE, ограничивали лишь возможный диапазон изменения кинематической вязкости масла при температуре 100 °C. Диапазон этот для масел SAE 30 составляет 9,3–12,6 сСт; для масел SAE 40 он шире12,6–16,3 сСт.
Сейчас классификация по SAE дополнена ограничениями по динамической вязкости при 150 °C. Это так называемая высокотемпературная вязкость HTHS (High-Temperature, High- Shear).
Прежде считалось, что для подбора масла достаточно классификации по SAE, а потом выяснилось, что ее мало. Масла из одной группы при рабочих температурах могут различаться по вязкости на десятки процентов, а это существенно для работы мотора. Потому и ввели дополнительное ограничение.

Динамика изменения кинематической вязкости в процессе испытаний отражает темп старения масла. Это один из основных браковочных параметров масла.
Производители современных масел ориентируются на противоположные приоритеты. Так, фирма Shell заявляет о малой вязкости масла Helix Ultra, которая предопределяет низкие потери на трение. А компания Motul специально разработала масло 8100 X‑сlean FE, у которого заявлено высокое значение HTHS. Кто же прав?
Для полноты картины пройдем по всем температурам — от зимнего холодного пуска до вполне рабочих режимов, как у полностью прогретого мотора. Наивысшие значения высокотемпературной вязкости HTHS при первой пробе — у масла Motul 8100 X‑сlean FE, как и было обещано производителем: 3,2 мПа·с против 2,7 мПа·с у Mobil. Разбег — почти под 20%! Значит, это масло снизит на 20% нагрузку на подшипник — либо позволит увеличить давление на подшипник на те же 20% без ухудшения условий его работы. Плата за это — самые высокие значения динамической вязкости при отрицательных температурах: 8330 мПа·с у масла Motul против 6220 мПа·с у масла Mobil. Значит, в арктиках и антарктиках запустить мотор с маслом Motul будет сложнее.

Содержание продуктов износа в образце масла, отобранном после цикла испытаний, хорошо иллюстрирует защитные свойства масла.
Впрочем, интереснее проследить динамику изменения этого параметра в течение всего срока проведения испытаний. Масла Mobil 1 ESP Formula и Motul 8100 X‑clean FE за 120 часов пытки российским двигателем и российским же (не самым лучшим, как все говорят) топливом изменили свои параметры несильно и вполне предсказуемо. В ходе испытаний динамическая вязкость во всем диапазоне температур увеличилась лишь на 3–5%.
А вот масла Castrol Edge FST и Shell Helix Ultra изменили свою вязкость на 21–28%! Причем рост вязкости у масла Castrol начался практически сразу — такая динамика нехарактерна для обычного поведения масла. А масло Shell до середины испытаний держалось молодцом, но сдалось во второй половине цикла. В итоге к концу испытаний то преимущество, которое было у этих масел перед маслом Motul по вязкости при отрицательных температурах, полностью растаяло. Тем, кто планирует использовать эти масла в суровых северных условиях, есть о чем задуматься.
Еще более выразительную картину, отражающую темпы старения масел, дает анализ динамики изменения кинематической вязкости при 100 °C.

Материалы по теме
И снова: у масла Motul вязкость практически не изменяется. У масла Mobil изменение вязкости более заметно, причем к концу срока испытаний она вышла на пороговое значение. А вот Castrol выдал очень существенное увеличение вязкости при 100 °C, далеко выскочив за допустимые пределы. Самое интересное, что вязкость при 40 °C к концу испытаний стала уменьшаться — это можно увидеть из данных в итоговой таблице. Индекс вязкости улетел аж за 210!
Индекс вязкости — это важный параметр моторного масла, который характеризует темп изменения вязкости при росте температуры. Чем он выше, тем меньше разница между вязкостями при высокой температуре и при низкой. Для полных синтетик он обычно лежит в диапазоне 160–180.
И еще одна странность масла Castrol. Обычно щелочное число постепенно снижается: срабатывается комплекс моющих присадок. А тут наоборот — рост!
Возможно, из отложений, формируемых в двигателе, в масло возвращается кальций или другой элемент, на который и реагирует прибор. Кстати, для остальных трех масел тот же метод дал ожидаемый результат.

Энергосбережение масел мы оценивали дважды, сопоставив расход топлива в режимах нашего цикла как со свежим маслом, так и с отработавшим 120 моточасов. Эти результаты также сведены в таблицах.
Здесь вновь уместно вернуться в разговору об HTHS. Масло с самым высоким значением HTHS — Motul 8100 X‑clean FE — и здесь показало лучший результат. Впрочем, все испытанные масла, судя по результатам, вполне могут быть отнесены к энергосберегающим. Но те, у которых темп роста вязкости ниже, в наименьшей степени изменили расход топлива и мощность мотора после цикла длительных испытаний. Наиболее наглядно влияние высокотемпературной вязкости проявилось при анализе защитных функций масла. Анализ содержания продуктов износа в пробах масел, отобранных на итоговой стадии испытаний, четко выявляет безоговорочное лидерство масла с высоким HTHS. Это Motul 8100 X‑clean FE. Вполне объяснимо: выше вязкость — больше толщина разделяющего слоя и меньше износ деталей двигателя.
Вскрытие мотора после циклов испытаний показало примерно одинаковый итоговый уровень высоко- и низкотемпературных отложений, при этом более стабильные масла дали чуть лучший результат. Но в целом все масла по этим параметрам показали высокий результат, характерный для высококачественных синтетик.

Высокотемпературные отложения на боковых поверхностях поршней, оставленные современными синтетическими маслами, не должны выходить за 1,5 балла шкалы ПЗВ. И не вышли. Шкала ПЗВ — это шкала экспертных оценок уровня отложений: абсолютно чистый поршень — 0 баллов, черный и грязный — 6 баллов.
Высокотемпературные отложения на боковых поверхностях поршней, оставленные современными синтетическими маслами, не должны выходить за 1,5 балла шкалы ПЗВ. И не вышли. Шкала ПЗВ — это шкала экспертных оценок уровня отложений: абсолютно чистый поршень — 0 баллов, черный и грязный — 6 баллов.
Материалы по теме
НЕ ДЛЯ РОССИИ?
Почему масла по-разному проявили себя в ходе испытаний? Два из них — Motul 8100 X‑сlean FE и Mobil 1 ESP Formula — отработали без замечаний, а два других показали не столь оптимистичный результат. Сам характер старения масла, когда вязкость начинает гулять, а другие параметры в целом остаются в норме, чаще всего свидетельствует о том, что полимерные загустители масла, входящие в использованный пакет присадок, с чем-то конфликтуют.
Затевая эту экспертизу, мы хотели продолжить поднятую нами три года назад тему «масляной чумы» — непредсказуемого разложения масла, при котором образуется черный гудрон в каналах системы смазывания, масляном поддоне, клапанном механизме. Эта болезнь убила не одну сотню моторов. И масленщики в качестве одного из возможных виновников этой беды называли российский бензин. Тогда мы нашли и другие причины «чумы», причем подтвержденные экспериментом. Но надо было проверить и версию о влиянии плохого бензина.
Решение нашлось после нашей экспертизы дешевых 95‑х бензинов (ЗР, 2015, № 5), в ходе которой выяснилось, что большинство из них содержит запрещенный метанол. Именно такой бензин мы и использовали для наших испытаний

Испытанные синтетики дали сравнительно тонкие слои (в целом — близкой толщины) низкотемпературных отложений.
Таким образом, наши исследования подтвердили, что плохой бензин реально способен испортить масло, а вместе с ним и мотор. Да, но ведь масла Motul 8100 X‑сlean FE и Mobil 1 ESP Formula, работая на таком же бензине, никаких претензий к нему не высказали! Значит, пакет присадок можно скорректировать таким образом, чтобы и в наших условиях масло работало нормально. Другое дело, что не всем это удается.А пока повторяем: широким кругом объезжайте непроверенные АЗС! Что касается выбора моторного масла, то мы советуем отдавать предпочтение продуктам с более высоким значением HTHS.
Целее будут мотор, нервы и кошелек!
Как оценивали

Полученные нами результаты носят относительный характер, применимый только к сопоставлению четырех испытанных синтетик. При сравнении моторных характеристик двигателя в тест включали еще одно масло — относительно простую анонимную полусинтетику того же класса вязкости, взятую как базу для сравнения. Стендовые испытания полностью исключают неопределенность, неизбежную при проверке на реальном моторе в обычных условиях эксплуатации. В последнем случае многое зависит от режимов работы двигателя, его технического состояния, стиля вождения, качества топлива, погоды за бортом и ряда случайных факторов.

Примененная методика позволяет оценить сравнительное качество моторного масла по признакам, которые обычно учитываются при их допуске к применению различными автопроизводителями. Перечислим эти признаки.
Энергосбережение определяется по изменению среднего удельного расхода топлива при работе на испытывающемся масле по сопоставлению с базовым.
Защита от износа определяется по изменению массы контрольных деталей (вкладыши подшипников коленчатого вала и поршневые кольца), изменению размера деталей, содержанию продуктов износа в пробе моторного масла, отобранной после испытаний.

Материалы по теме

Склонность к образованию высокотемпературных отложений определяется визуальной оценкой уровня загрязненности боковых поверхностей поршней. Склонность к образованию низкотемпературных отложений определяется по изменению массы контрольных весовых элементов — деталей двигателя, устанавливаемых в клапанной крышке (сетка маслоотделителя) и в масляном поддоне (приемный грибок масляного фильтра).
Экологические показатели определяются по изменению токсичности отработавших газов при работе двигателя по стандартному циклу испытаний на испытывающемся масле по сравнению с базовым.
Кроме того, оценивали сравнительный темп старения моторного масла и его влияние на показатели двигателя. Ресурсные показатели масла характеризовались динамикой изменения его вязкости, щелочного и кислотного чисел, изменением диспергирующей способности.
В качестве браковочных параметров, на основании которых производилась оценка сохранения работоспособности масла, применяли границы вязкости, определяемые его классом по SAE. Для масла класса SAE 5W‑30: кинематическая вязкость, замеренная при температуре 100 °C, должна быть в диапазоне 9,3–12,6 сСт. Кроме того, масло выбраковывали в том случае, если на каком-то этапе испытаний его щелочное число падало более чем на 50% от начального значения.
Высокотемпературная вязкость масла

В современных двигателях температура масла в рабочей зоне может доходить до 180–200 °C, особенно в паре трения поршневое кольцо — цилиндр двигателя. Вязкость масел даже одной группы по SAE при таких температурах может существенно различаться. Так, ранее проведенные нами экспертизы показали, что для масел группы «сороковок» при 150 °C кинематическая вяз‑ кость может меняться в диапазоне 5,4–6,8 сСт, то есть разбег достигает 25%! Для «тридцаток» относительная разница может быть еще больше.
Материалы по теме

Именно поэтому в редакциях правил SAE J300 начиная с 2001 года появилось понятие высокотемпературной вязкости HTHS. Это динамическая вязкость масла, определяемая на ротационном вискозиметре при фиксированных условиях — при скорости сдвига 106 1/с.
У производителей современных масел одинаковая цель — оптимизация работы двигателя, но для ее достижения они выбирают взаимоисключающие способы. Так, например, в описании масла Shell Helix Ultra говорится, что благодаря малой вязкости оно снижает потери на трение. А фирма Motul специально разработала масло 8100 X‑clean FE с высоким значением HTHS.
Кто же прав? Обратимся к теории. Любая пара трения в двигателе — это своеобразный подшипник: цилиндрический, если это подшипник коленчатого вала, или плоский (ползун), если это, допустим, пара трения поршневое кольцо — цилиндр. Так вот, одним из важнейших показателей качества работы подшипника является коэффициент нагруженности. Он определяется как отношение средней нагрузки на подшипник к рабочей вязкости масла, умноженной на скорость сдвига, и всё это умножается на квадрат отношения величины рабочего зазора к диаметру подшипника. Значение коэффициента нагруженности должно лежать в определенных пределах. Превышение влечет за собой резкое увеличение скорости износа и потерь на трение, но и слишком низкий коэффициент нагруженности приводит к росту потерь на трение.
Нагрузка и скорость в подшипнике — параметры режимные, их не трогаем. Если уменьшаем HTHS, то автоматически увеличиваем нагруженность подшипника. И компенсировать это можем только величиной рабочего зазора — его надо уменьшать. Но и тут есть свой лимит! Значит, для каждого мотора, с его особенностями конструкции и режимов работы, есть своя оптимальная высокотемпературная вязкость HTHS.
Более того, даже в случае одного мотора для каждого из режимов его работы будет своя оптимальная HTHS. И закон простой — чем выше нагрузка, тем выше должна быть вязкость.
А что говорят правила SAE J300? В них оговорена лишь зависимость от класса вязкости. Для «двадцаток» — не менее 2,6 мПа·с, для «тридцаток» и части «сороковок» — не менее 2,9 мПа·с, для остальных — не менее 3,7 мПа·с. Заметьте — не менее! А потому, в свете современных тенденций создания моторов, позиция бренда Motul нам все-таки ближе. Результаты проведенных испытаний укрепляют нас в этом мнении.
Редакция благодарит сотрудников лаборатории фирмы ВМПАВТО и лично ее директора В.Н. Кузьмина за техническую помощь в подготовке материала.
Экспертиза: «убиваем» импортные синтетические масла российским бензиномОшибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
www.zr.ru
Тест самых популярных масел — бортжурнал BMW 5 series 1998 года на DRIVE2
Найдите свое масло и почитайте о нём Журнал «За рулем»В списке испытуемых масел оказались моторные масла Castrol Magnatec C3, Shell Helix HX8, Mobil Super 3000, Esso Ultron, BP Visco 5000, Elf Excellium NF, Total Quartz 9000 и ZIC XQ Fully Synthetic. Вместе эти масла составляют 75% российского рынка. По европейской классификации качества все они принадлежат к высококачественной группе А3/В3/В4.
Стендовые двигатели «За рулем» должны проработать в режиме, соответствующем пробегу в 15000 км, что для большинства автомобилей является межсервисным интервалом. Примечательно, что за весь период работы моторов долива масла не потребовалось ни разу: четырех литров одной канистры (масло каждого производителя было разлито в такие канистры) хватило всем восьми маркам. На угар ушло 0,6-0,7л масел ZIC XQ Fully Synthetic и Castrol Magnatec C3. Остальные масла расходовались сильнее — от 1,2 до 1,5 литров за всю дистанцию.
BP Visco 5000 – синтетическое моторное масло SAE 5W-40, тест
1
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТАBP Visco 5000 наиболее дешевое моторное масло среди испытуемых синтетических продуктов. Работу двигателя, эквивалентную пятнадцатитысячному пробегу, масло BP выстояло. Но еще немного и оно бы вышло за рамки дозволенного – под конец пробега вязкость масла сильно повысилась вязкость, что отрицательно повлияло на экономичность силового агрегата. Из минусов также необходимо отметить, что вязкость начала расти сразу же после начала работы двигателя.Зато чуть-чуть возросла мощность.Отложения на деталях цилиндро-поршневой группы продуктов химических реакций, увы, чуть выше, чем у соперников, максимальные показатель в группе. При этом за время теста угорело 1,4 литра масла, это один из самых высоких показателей в тесте. Так что если бы заглянули на масляный щуп то увидели бы, отметку ниже минимума. Защита двигателя от износа при применении синтетического моторного масла BP Visco 5000 средненькая из-за чего содержание железа в слитом масле оказалось достаточно высоким.РЕЗЮМЕСинтетическое моторное масло BP Visco 5000 не смотря на то что было самым дешевым в тесте выстояло все 15 тыс. км тестового забега, но буквально еще чуть-чуть и значение вязкости вышли бы за допустимые по SAE пределы, да и в двигателе бы его не осталось из-за угара на 1,4 литра.
Castrol Magnatec C3 – синтетическое моторное масло SAE 5W-40, тест
Кастрюль
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТААмериканский институт маслаAPI (American Petroleum Institute) удостоил масло Castrol Magnatec C3 самого высокого уровня качества API SM/CF. Это единственное масло класса SM среди испытанных журналом «За рулем». Имитация 15000-го марш броска только доказала это. Масло действительно высокого качества.За большое количество километров эксперты издания хоть и заметили признаки старения масла, но до опасного уровня загустения еще далеко. За весь цикл испытаний кинематическая вязкость снизилась чуть более чем на единицу с 13,34 до 14,42 сСт. Расход масла Castrol Magnatec C3 на угар оказалось не высоким 0,9 литра. Но при этом уровень отложений масла на стенках цилиндра оказался одним из самых высоких в тесте, правда при этом содержание в отработанном масле железа оказалось одно из самых низких в тесте. При этом было замечено повышение мощности и снижение расхода топлива до испытаний на 2,6 и 4,4 % соответственно, потом к концу «пробега» эти значения нивелировались и было отмечено увеличение расхода топлива на 3,1%.РЕЗЮМЕСинтетическое моторное масло Castrol Magnatec C3 дало противоречивые результаты с одной стороны заявленное высокое качество по классификации API — SM/CF. С другой стороны высокий уровень отложений на стенках цилиндров.
Elf Excellium NF – синтетическое моторное масло SAE 5W-40, тест
Ельф
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТАСинтетическое моторное масло Elf Excellium NF достойно выступила в моторном тесте. изменение кинематической вязкости за весть период эксплуатации оказался очень небольшой всего 0,52 сСт, что сведетельствует о высокой стабильности применяемого полимерного загустителя. Расход масла на угар был средним и составил 1,27 литра. При этом эксперты отметили не высокий уровень высокотемпературных отложений, что также положительным образом скажется на двигателе с залитым маслом Elf Excellium NFИз-за стабильности характеристик масло довольно ровно прошло тест на экономию топлива. Было отмечено повышение мощности и снижение расхода топлива до испытаний на 3,5 и 2,6 % соответственно, потом к концу «пробега» эти значения нивелировались и было отмечено увеличение расхода топлива на 1,85 %. Не самым удачным оказались результаты масла на тесте по долее железа в отработке, которая Elf Excellium NF оказалось одной из самых больших в тесте.РЕЗЮМЕСинтетическое моторное масло Elf Excellium NF показало превосходное качество полимерного загустителя и стабильность характеристик во всем тестовом цикле, вот только по износу двигателя она также оказалась в лидерах.
Mobil Super 3000 X1 – синтетическое моторное масло SAE 5W-40, тест
Мобил 3000
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА:Синтетическое моторное масло Mobil Super 3000 X1 неплохо показало себя во время ресурсных тестов. Изменения кинематической вязкости оказались в пределах допусков по классу SAE от 13,33 сСт в начале испытаний до 14,59 сСт в конце 15000 забега. При этом высокотемпературные отложения на стенках цилиндров были низкими. Также можно констатировать, что доливки во время эксплуатации Mobil Super 3000 X1 практически не требуется, поскольку на угар ушло всего 650 мл масла, это одни из лучших показателей в тесте. По содержанию железа в отработке масло дало средний результат.При проведении испытаний было отмечено повышение мощности и снижение расхода топлива до испытаний на 2,9 и 3,8 % соответственно, потом к концу «пробега» эти значения нивелировались, и было отмечено увеличение расхода топлива на 1,48%.РЕЗЮМЕСинтетическое моторное масло Mobil Super 3000 X1 показало достойный результат. У него неплохая стабильность применяемой формулы присадок и хороши эксплуатационные показатели.
Esso Ultron – синтетическое моторное масло SAE 5W-40, тест
Эссо
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТАЗаявленная производителем термоокислительная стабильность масла на деле оказалось слабоватой. Во время теста кинематическая вязкость масла упала на 3,43 сСт и вышло за пределы группы вязкости по SAE скатившись до значения в 17,13 сСт. При этом по угару масло оказалось тоже к группе лидеров и его объем за время испытаний сократился на 1,28 литра. При этом по уровню высокотемпературных отложений масло оказалось на высоте, а вот содержание железа в отработке было максимальное во всем тесте.При проведении испытанийбыло отмечено повышение мощности и снижение расхода топлива до испытаний на 2,8 и 3,75 % соответственно, потом к концу «пробега» эти значения нивелировались, и было отмечено увеличение расхода топлива на 2,4 %.РЕЗЮМЕСинтетическое моторное масло Esso Ultron показало не способность преодолеть весь 15 тыс. км забег. 10000 км это для него предел.
Shell Helix HX8 – синтетическое моторное масло SAE 5W-40, тест
Шэлл
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТАСинтетическое моторное масло Shell Helix HX8 показало неплохой результат по термоокислительной стабильности. Значение кинематической вязкости осталось за все время теста в пределах ном указанных в SAE при этом изменения вязкости с 12,73 сСт в начале теста до 14.37 сСт после его завершения можно считать небольшими. Еще бы угара был поменьше, но что тут небольшая пропашка 1,2 литра сгорело за время работы двигателя. Зато высокотемпературные отложения оказались небольшие и по этому показателю Shell Helix HX8 явно в группе лидеров. Также масло оказалось в лидерах и по минимальному количеству содержания железа в отработке.При проведении испытанийбыло отмечено повышение мощности и снижение расхода топлива до испытаний на 2,55 и 3,7 % соответственно, потом к концу «пробега» эти значения нивелировались, и было отмечено увеличение расхода топлива на 1,55 %.РЕЗЮМЕСинтетическое моторное масло Shell Helix HX8 отлично показало себя во время тестов. Подтвердив завяленную производителем термоокислительную стабильность формулы присадок.
Total Quartz 9000 – синтетическое моторное масло SAE 5W-40, тест
Тотал
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТАСинтетического моторного масла Total Quartz 9000 оставили после себя противоречивые впечатления. С одной стороны изменения кинематической вязкости не привели к выходу за пределы установленные классификацией SAE с другой стороны на лицо выход за установленные границы в начале теста, когда вязкость оказалась ниже установленной и одно из самых больших, в процентном отношении 22 % изменение вязкости за тест. Также не порадовало и содержание железа в отработочном масле, которое оказалось достаточно высоким. Также самым высоким в тесте оказался и угар масла -1,5 литра. А вот уровень высокотемпературных отложений оказался низким.При проведении испытанийбыло отмечено повышение мощности и снижение расхода топлива до испытаний на 3,7 и 3,2 % соответственно, потом к концу «пробега» эти значения нивелировались, и было отмечено увеличение расхода топлива на 1,9 %.РЕЗЮМЕСинтетическое моторное масло Total Quartz 9000 не впечатлило нас своими результатами.
ZIC XQ Fully Synthetic – синтетическое моторное масло SAE 5W-40, тест
Зик
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТАСинтетическое моторное масло ZIC XQ Fully Synthetic оказалось лидером теста по многим параметрам. Во первых, изменение кинематической вязкости за время всего теста оказалось незначительным, всего 0,52 %. Во вторых расход на угар оказался минимальным, всего 0,58 литра. И это на 15 тыс. км пробега! Далее в достижение стоит отнести минимально значение по тесту содержания железа в отработанном масле. В довесок к этому температура застывания масла оказалось ниже всех остальных конкурентов и равнялась -57 С в начале теста и -55 С после окончания теста. Например, масло BP Visco 5000 по кончанию пробега застыло уже при -35 С.Образование отложений на деталях двигателя также минимальное во всем тесте.При проведении испытанийбыло отмечено повышение мощности и снижение расхода топлива до испытаний на 3,1 и 4,7 % соответственно, потом к концу «пробега» эти значения нивелировались, и было отмечено увеличение расхода топлива на 1,15 %.РЕЗЮМЕСинтетическое моторное масло ZIC XQ Fully Synthetic стало открытием данного теста. Таких высоких эксплуатационных характеристик от него ни кто не ожидал. Так что рекомендуем взять на заметку этот продукт.
Журнал Авторевю:Castrol Magnatec А1 – синтетическое моторное масло SAE 5W-30, тест
1
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТАСинтетическое моторное Castrol Magnatec A1 не плохо показало себя во время ходовых испытаний. По изменению вязкости он не вышло за показатели группы, загустев лишь на 16,35% относительно первоначальной вязкости. А масла оказались неплохие противоизностные свойства и содержание в отработанном масле железа не превышало 20 мг, что являлось средним показателем в тесте, при этом масло показало достаточно высокое значение остаточного щелочного числа и при относительном изменении его менее 50%. Также можно положительно оценить уменьшение количества масла на угар. 1,74 литра это конечно не мало, но это средний показатель по тесту. По окончанию теста масло имело самое высокое кислотное число в тесте, что говорит о необходимости его замены.РЕЗЮМЕСинтетическое моторное Castrol Magnatec A1 достойно показало себя во время теста у него изначально высокие моющие свойства, но при использовании в России, где высока вероятность заправиться высокосернистым топливом специалисты рекомендуют менять его почаще.
G-Energy F Synth EC – синтетическое моторное масло SAE 5W-30, тест
2
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТАРоссийское синтетическое моторное масло G-Energy F Synth EC от Газпромнефти разлито по канистрам в Италии. По изменения вязкости за время теста оно оказалось в средней группе загустев на 15,35%. Расход на угар также не показал ничего криминального и при значении в 1,87 литра это оказалось средним показателем. Нужно отметить так это одно из самых низких значений щелочного числа в новом масле, что снижает его моющие свойства и способность сопротивляться высокосернистому топливу. У G-Energy F Synth EC оказались неплохие проитивоизностные свойства, поскольку содержание железа в отработке было небольшое.РЕЗЮМЕСинтетическое моторное масло G-Energy F Synth EC- неплохой продукт от отечественного производителя. Интегральные характеристики масла оказались достойными, но все же рекомендуем не затягивать с его заменой так как диапазон запаса его моющих свойств не высок.
Mobil Super FE Special – синтетическое моторное масло SAE 5W-30, тест
3
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТАСинтетическое моторное масло Mobil Super FE Special сделано на гидрогрекингоковой основе. Изменение вязкости по ходу теста у масло было не высокое не превысило 16%, что неплохой показатель. При этом необходимо отметить сильный расход масла на угар. За веря теста было израсходовано 2,62 литра масла! Это самый высокий показатель в тесте. При этом оказалось, что в масле Mobil Super FE Special самое высокое содержание металла 27 мг. Все остальные показатели оказались средними. Изменение щелочного числа составило 43% при этом его значение на свежем масле было достаточно высоким 8,36, что говорит о высоких моющих свойствах.РЕЗЮМЕСинтетическое моторное масло Mobil Super FE Special показало самый высокий расход на угар и при этом один из самых высоких значений доли железа в отработанном масле.
Motul 8100 Eco-nergy – синтетическое моторное масло SAE 5W-30, тест
4
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТАСинтетическое моторное масло Motul 8100 Eco-nergy достойно показало себя в моторном тесте. Изменение кинематической вязкости в процессе теста на превысило 17,27%. Расход масла на угар также оказался не самым большим 1,87 литра. Противоизносный свойства оказались средними по группе, а общее изменение щелочного числа не превысило 44%, при этом значение кислотного числа на момент окончания теста было невысоким.РЕЗЮМЕЕсли подводить общий итог, тосинтетическое моторное масло Motul 8100 Eco-nergy звезд с неба не хватало, а продемонстрировало хорошую стабильную работу во время тестовой эксплуатации.
Shell Helix Ultra Extra – синтетическое моторное масло SAE 5W-30, тест
5
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТАСинтетическое моторное масло Shell Helix Ultra Extra выступило в проведенном тесте неплохо. Изменение кинематической вязкости составило 17,35 %, а абсолютные ее значение были ниже изначальных. Расход на угар оказался ниже среднего и составил 1,54 литра на 10000 км пробега. При этом почему-то у масла оказалось самое низкое щелочное число всего 5 КОН/г, в то время как принятым считается 8 КОН/г, его изменения за период теста составили среднее значение в 42%, но при этом кислотное число отработанного мыла было не высоким. Зато содержание железа в отработке оказалось самым низким в тесте всего 15 мг.РЕЗЮМЕСинтетическое моторное масло Shell Helix Ultra Extra достойно выступила в тесте. Угар масла был одним из самых низких в тест.
THK Magnum Professional F – синтетическое моторное масло SAE 5W-30, тест
6
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТАСинтетическое моторное масло THK Magnum Professional F неожиданно удачно выступило в тесте. По своим свойствам противостоять угару оно оказалось в лидерах, израсходовав всего 1,3 лиьра масла на 10000 км пути. Лидирующими оказались и противоизносные свойства, поскольку содержание в отработке железо было не высоким — всего 18 мг.Базовое щелочное число было в принятых в России пределах в 9 КОН/г, а за время теста оно изменилось на 43 %.РЕЗЮМЕЕсли в критерий оценки синтетического моторного масла THK Magnum Professional F добавить еще и цену, то оно окажется безусловным лидером теста по соотношению цена/качество.
Total Quartz 9000 Future fuel economy – синтетическое моторное масло SAE 5W-30, тест
7
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТАСинтетическое моторное масло Total Quartz 9000 Future сделано на гидрокрекинговой синтетической основе. Этим и можно объяснить его большой расход на угар, который составил целых 2,3 литра на 10000 км пробега, что потребовало от испытателей доливать масло в ходе теста. Таким образом, о точных результатах антиокислительной стабильности можно говорить лишь условно. Но все таки, по результатам теста изменения кинематической вязкости масла составили 19,8и были одними из самых значительных в тесте. Щелочное число как в начале теста так и по его завершении оказалось в пределах группы при значении 7,51 мг КОН/г в свежем продукте и его изменении на 46% по окончанию теста. Противоизностные свойства были не самые высокие, содержание железа составило 24 мг на кг масла.РЕЗЮМЕ
Синтетическое моторное масло Total Quartz 9000 Future не смогло продемонстрировать высоких потребительских свойств, показав не высокую стабильность на угар.
www.drive2.ru
Тесты моторных масел 5w30 и 5w40
Цена масла не так сильно играет роли для многих людей, пока не встанет вопрос о капремонте двигателя, и станет понятно что экономия в выборе моторного масла неуместна.
Но и переплачивать за этикетку бренда не имеет смысла, именно поэтому разберем с вами характеристики по которым нужно выбирать масло, приведенные ниже характеристики относятся ко всем видам масел.
- Кислотное число – Чем ниже это число тем выше ресурс масла, он показывает количество окислителей.
- Дисперсия – Свойство масла противостоять загрязнению обрабатываемых поверхностей.
- Изменение вязкости – Если полимеризация меньше, то моторное масло имеет большую стабильность.
- Термоокислительная стабильность – Показатель который определяет количество образовавшихся кислот и смол при тесте масла при температуре 240 градусов.
- Количество сульфатных зол – Массовая доля присадок.
- Динамическая вязкость – Данный показатель влияет на количество оборотов коленвала при холодном запуске.
- Плотность масла – Определяется при тесте масла при температуре 20 градусов.
- Момент вспышки – Температура возгорания масла.
- Щелочной индекс- Количество добавок дополняющих свойства базовых компонентов моторного масла.
- Вязкость – Вязкость при определенной температуре.
- Кинематическая вязкость – Масло нагретое до 100 градусов проходит тест в вискозиметре.
Рассмотрев показатели, от значения которых зависит качество моторного масла, перейдем к табличным тестам масел 5w30 и 5w40.
Если вам не интересны числовые показатели, то вы можете сразу перейти к просмотру видео тестов моторных масел.
Таблица тестов моторных масел 5w30
С маслами 5w30 предоставляем таблицу развернутых данных теста. Лидеры данного теста выделены жирным шрифтом, а показатели от которых зависит качество масла красным шрифтом.
Таблица показателей качества масел 5w30, которые гарантирует производитель
Образец | Вязкость кинематическая | Индекс вязкости | Щелочное число | Плотность | Температура застывания |
BIZOL FORMULA | 13.9 | 178 | 7.17 | 867.7 | -28 |
CONSOL УЛЬТРА | 13.94 | 180 | 8 | 856.7 | -30 |
MANNOL LEGEND ESTER | 13.58 | 184 | 8.16 | 850 | -29 |
LIQUI MOLY SYNTHOIL ENERGY | 13.88 | 183 | 6.7 | 858 | -33 |
ELF EXCELLIUM | 13.15 | 172 | 10.52 | 846.2 | -30 |
SINTEC УЛЬТРА | 14.53 | 171 | 9.14 | 851.3 | -27 |
VALVOLINE SYN POWER | 13.28 | 183 | 9.54 | 849.3 | -31 |
JB GERMAN OIL FORMULA XXL | 14.57 | 184 | 7.84 | 850.7 | -30 |
TEXACO HAVOLINE | 13.48 | 182 | 7.14 | 850.2 | -26 |
SPECTROL POLARM | 13.92 | 184 | 6.26 | 817.2 | -31 |
AGA | 13.87 | 182 | 6.77 | 840.4 | -30 |
SHELL HELIX 5w30 | 14.23 | 187 | 9.405 | 849 | -39 |
ZIC XQ | 14.70 | 190 | 8.900 | 860 | -35 |
MOBIL SUPER 5w30 | 14.27 | 192 | 6.530 | 858 | -32 |
Лидерами в данной таблице являются масла: Shell Helix 5w30, Zic XQ, Mobil Super 5w30 и Liqui Moly Synthoil Energy — «самое дорогое в списке». Заключение мы напишем после таблицы, наших тестов, ниже.
Таблица результатов теста масел 5w30, показатели которые вывели мы
НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ | MOBIL SUPER S | ESSO ULTRA | BP VISCO 3000 | SHELL HELIX PLUS | COMMA EUROLITE | BIZOL GOLD | VALVOLINE DURABLEND | LIQUI MOLY SYNTHOIL | ZIC XQ |
ВЯЗКОСТЬ КИНЕМАТИЧЕСКАЯ | 14.27 | 13.7 | 14.88 | 14.23 | 13.78 | 13.46 | 13.81 | 14.20 | 14.70 |
ТЕМПЕРАТУРА ВСПЫШКИ | 228 | 215 | 218 | 226 | 223 | 210 | 226 | 220 | 224 |
ТЕМПЕРАТУРА ЗАСТЫВАНИЯ | -32 | -35 | -38 | -39 | -31 | -28 | -29 | -33 | -35 |
ЩЕЛОЧНОЕ ЧИСЛО | 6.530 | 6.400 | 7.615 | 9.405 | 6.525 | 8.325 | 8.305 | 8.380 | 8.900 |
ПЛОТНОСТЬ ПРИ 20C* | 0.863 | 0.863 | 0.873 | 0.863 | 0.871 | 0.830 | 0.810 | 0.875 | 0.900 |
ЗОЛЬНОСТЬ СУЛЬФАТНАЯ | 1.11 | 0.99 | 1.11 | 1.185 | 0.975 | 1.14 | 1.14 | 1.10 | 1.120 |
ДИНАМИЧЕСКАЯ ВЯЗКОСТЬ | 4100 | 4300 | реолексия | 3900 | 3600 | 5800 | реолексия | 3700 | 4000 |
Общие результаты тестов наглядно показывают лидеров, это масла:
- MOBIL SUPER S
- SHELL HELIX PLUS
- BP VISCO 3000
- ZIC XQ
- LIQUI MOLY SYNTHOIL ENERGY
Четверо производителей, лидирующие в предыдущей таблице, сохранили свои позиции. Масло которому, администрация автозоны54, отдало бы предпочтение — это Shell Helix 5w30. Доступная цена «особенно на розлив», оно почти не горит и показывает отличные показатели вязкости при очень низкой температуре!
Выбор остается всегда за конечным потребителем, исходя из его потребностей, потребностей его автомобиля и условий в которых автомобиль эксплуатируется.
Тест масел 5w40 — элита в цилиндрах наших моторов.
В качестве образцов для тестов синтетических моторных масел представлены следующие образцы:
- BP Visco
- Castrol Magnatec
- ELF Excellium
- Esso Ultron
- Mobil Super
- Shell Helix
- Total Quartz
- ZIC XQ
- ENEOS
- MOTUL 8100
- NESTE OIL
- HI GEAR
Сделаем 3 самых важных теста, которые наглядно покажут какое масло более качественное.
Первый тест — проверим масло на угар, второй тест — высокотемпературные отложения и третий тест — температура застывания масла.
Таблица расхода масла на угар в литрах.
Масло | BP Visco | Castrol Magnatec | ELF Excellium | Esso Ultron | Mobil Super | Shell Helix | Total Quartz | Zic XQ | ENEOS | MOTUL 8100 | NESTE OIL | HI GEAR |
Расход | 1.4 | 1.3 | 1.2 | 1.2 | 0.7 | 0.7 | 1.5 | 0.6 | 1.2 | 1.1 | 1.2 | 1.4 |
Лучшие результаты показали мала: Zic XQ, Mobil Super, Shell Helix.
Примеры угара масла
Таблица высокотемпературных отложений
Отложения исследовали по налету на поверхностях поршней, баллы выставляются следующим образов: 0 баллов – поршень чистый, 2 балла – отложений много.
Масло | BP Visco | Castrol Magnatec | ELF Excellium | Esso Ultron | Mobil Super | Shell Helix | Total Quartz | Zic XQ | ENEOS | MOTUL 8100 | NESTE OIL | HI GEAR |
Расход | 1.5 | 1.5 | 0.9 | 1.3 | 0.8 | 0.7 | 0.8 | 0.6 | 1.1 | 0.9 | 1.2 | 1.5 |
Лидерами этого теста стали: Zic XQ, Shell Helix, Mobil Super, Total Quartz и Motul 8100.
Mobil Super, Total Quartz – Показали одинаковые результаты.
Примеры высокотемпературных отложений масла
Таблица теста температуры застывания
Пожалуй самый актуальный тест, это температурный т.к. климат у нас достаточно холодный, регулярный прогрев двигателя влечет большой расход топлива, а завести автомобиль в холодную зиму хочет каждый.
Масло | BP Visco | Castrol Magnatec | ELF Excellium | Esso Ultron | Mobil Super | Shell Helix | Total Quartz | Zic XQ | ENEOS | MOTUL 8100 | NESTE OIL | HI GEAR |
Расход | -37 | -29 | -31 | -34 | -32 | -38 | -31 | -35 | -30 | -31 | -30 | -28 |
Лидерами этого теста стали: Zic XQ, Shell Helix, Esso Ultron, BP Visco.
Масла вышедшие вперед больше всего раз следующие: Zic XQ, Shell Helix, Mobil Super. К лидерам ближе всего держались следующие: MOTUL 8100, ENEOS.
Таблица рабочих температур масла по классификации SAE
классификация sae | зимние масла | |
температура застывания | максимальная температура | |
0w | -40 | -10 |
5w | -35 | -10 |
10w | -30 | 0 |
15w | -25 | +10 |
20w | -20 | +15 |
летние масла | ||
w30 | -5 | +35 |
w40 | +10 | +40 |
всесезонные масла | ||
0w30 | -40 | +35 |
0w40 | -40 | +40 |
0w50 | -40 | +50 |
5w30 | -35 | +35 |
5w40 | -35 | +40 |
5w50 | -35 | +50 |
10w30 | -30 | +35 |
10w40 | -30 | +40 |
10w50 | -30 | +50 |
15w30 | -25 | +35 |
15w40 | -25 | +40 |
Заключение autozona54
Повторимся вновь, что выбор остается всегда за конечным потребителем! Zic XQ, Shell Helix — эти масла имеют отличные характеристики и доступную стоимость, мало кто знает что масла ZIC «Южно Корейский бренд» — это холдинг SK в который входят 89 компаний, огромные производственные мощности расположенные в США, Канаде, Мексике, Австралии и Южной Корее. Они выпускают продукцию высококачественную не только под своим брендом!
Видео тесты моторных масел за 2018 год.
Нет никакого смысла писать о каждом моторном масле, восхвалять его или наоборот подчеркивать недостатки. Мы привели таблицы с самыми основными показателями качества моторных масел, которые помогут вам определиться с выбором моторного масла для вашего автомобиля.
Мы определили четверых победителей в категории 5w30 и 5w40, в случае если у вас возникают сомнения, результаты видео тестов наглядно покажут вам качество масел Shell и Zic.
Видео тест поможет вам сделать свой окончательный выбор моторного масла.
Тесты популярных моторных масел
Тесты производится каналом Denis МЕХАНИК, сняты очень качественно и наглядно показывают преимущества и недостатки моторного масла даже от топовых производителей
Дата загрузки:2016-03-09T12:35:00
autozona54.ru
Любой тест моторных масел не сможет выявить абсолютного победителя во всех номинациях
Всю армию автомобилистов сводит с ума один вопрос: какое же моторное масло лучше всего подойдёт к их помощникам на колёсах. С этой целью интернет-издания ежегодно собирают и систематизируют всю информацию, посвящённую этому важному вопросу. Только скрупулёзный тест популярных моторных масел, длящийся сутками, сможет определить лучшее синтетическое моторное масло.
Такие авторитетные ресурсы, как журнал «За рулём», имеют даже свои испытательные стенды, в которых работают реальные двигатели внутреннего сгорания (ДВС), наматывая тысячи километров с тем или иным испытываемым продуктом. Газета «Авторевю» пошла ещё дальше, протестировав на восьми одинаковых хэтчбеках Форд Фокус восемь масел от разных производителей.
Радужные ожидания и холодный душ реальности
Многие автовладельцы новых автомобилей хорошо знают термин Long Life (долгая жизнь), которым бравируют многие производители автомобильных масел. Они означают удлинённый интервал между заменами, предполагающий до 30 тысяч километров пробега на синтетическом лубриканте вместо 10-15 тыс. Есть довольно большой процент автолюбителей, слепо следующих этим убеждениям. Но они не задумываются о том, при каких условиях такой пробег возможен и возможен ли вообще.
Специалисты предупреждают о том, что в российских условиях эксплуатации смазывающие материалы быстро теряют защитные качества. Кроме того, измерять проездом интервал «от замены до замены» не совсем корректно, поскольку не учитывается простой автомобилей в пробках крупных городов. Ведь всё это время мотор работают на холостом ходу вместе с моторным маслом.
Если плановое техобслуживание авто во время гарантии производится через 10-20 тысяч км проезда, процедуру замены смазки надо делать в два раза чаще – через 7-10 тысяч км. Масло моторное категории Long Life также следует менять чаще. Укороченный интервал лучше выдерживать и после окончания гарантии, если вы хотите надолго сохранить двигатель в отличном состоянии.
На работоспособность моторных жидкостей влияют два фактора – качество топлива и режимы эксплуатации. Кроме того, каждый смазочный материал имеет свои особенности состава. Поэтому степень ухудшения состояния у каждого моторного масла отличается. Результаты тестирования покажут, как это происходит.
Зависимость свойств от ресурса использования
Были протестированы лучшие моторные масла вязкости 5w40 на синтетической основе, которые в 2013-2016 годы были наиболее известны и популярны на российском рынке. В качестве эталонного лубриканта использовано минеральное смазочное вещество вязкости 10W-40 и категории SG классификатора API. Очевидно, что свежие составы положительным образом повлияли на работу двигателя. Сравнительный тест масел на уменьшение расхода топлива и повышение КПД движка относительно эталона для всех смазок дал положительные результаты. У Castrol и ZIC существенно сократилось потребление, а применение Elf и Total добавило мощности мотору.
И вот все смазки прошли тестирование на соответствие ресурсу, «пробежав» на одном и том же силовом агрегате по 15 000 км. На протяжении эксплуатации каждое моторное масло 5w40 изменяет свой состав, теряя уровень щелочного числа с одновременным повышением кислотного. На диаграмме (рис. 1) видно, что защитные качества ослабли, но в разной степени. Тем не менее ни один из тестируемых продуктов по физико-химическому составу не вышел за рамки допусков. Наилучшую стабильность свойств показал ZIC XQ. Продукты Shell, Mobil также демонстрируют хорошие результаты. А вот вязкость масляных составов Esso и BP увеличилась настолько, что мотор заметно прибавил в потреблении топлива. Масло Esso вообще вышло за пределы допусков стандарта SAE по высокотемпературной вязкости, равной 40.
Сравнение расхода синтетических масел на угар показало довольно интересные результаты. Каждый лубрикант по мере своей эксплуатации расходуется на угар. Часть масляной плёнки на стенках цилиндров не снимается маслосъёмными кольцами поршней. Таким образом, попадая в камеры сгорания, масляный состав понемногу сгорает. После «забега» на дистанцию 15 тысяч км снова ZIC показал наилучший результат, угорев всего на 0,6 литра. Total Quartz и BP оказались по этому показателю наихудшими, угорев на 1,5 и 1,4 литра (рис. 2).
Высокотемпературные лаковые отложения лучше всего видны на стенках поршней. По ним и оценивалось качество моющих и нейтрализующих добавок в каждом из анализируемых продуктов. Наихудшую оценку, а это наивысший балл, эксперты выставили масляным смесям ВР Visco и Castrol Magnatec вязкости 5W-40 (см. рис.2). Корейский ZIC приятно продолжил удивлять специалистов, вновь оказавшись лидером теста. Оценка выставлялась так: если отложения отсутствуют, масло получает 0 баллов. Если ими покрыт весь поршень – значит, некачественный продукт получает 6 баллов. Как видно, после работы всех автомасел, включая аутсайдеров, поршни оказались в удовлетворительном состоянии.
В каждом синтетическом смазывающем материале есть пакет присадок, обеспечивающий ему улучшение основных защитных свойств. Противоизносным добавкам отводится особая роль, ведь от их эффективной работы зависит долговечность работы силового агрегата без капитального ремонта. В ходе эксперимента особое внимание уделялось вкладышам подшипников коленвала и кольцам поршней как подвергающимся наибольшему износу. Их тщательно взвешивали до пробега и после него, сравнивая результаты. Кроме того, синтетические моторные масла исследовались на содержание в их составе продуктов износа. При этом тестировании лубрикантов наилучшие показатели оказались у Shell, Castrol и ZIC. Причём данные взвешивания и анализа составов отработавших смазок совпали.
Подытоживая анализ проведённых испытаний, можно уверенно сказать, что не каждая синтетика, полусинтетика или минералка выдерживает предписанный ей ресурс использования. Косвенно подтверждается, что замену масла лучше выполнять чаще, чем предписано автопроизводителями. Исключение можно сделать только для новых авто, причём эксплуатируемых в тёплое время года. Рейтинг синтетических моторных масел 5W40, по результатам тестирования, до сих пор подтверждают большие объёмы их продаж на российском рынке.
Подготовка к параллельным испытаниям
В предыдущих испытаниях применялись только два доработанных мотора производства ВАЗ. Тесты 8 моторных масел 5w30 параллельно проводились на 8 новых автомобилях Форд с одинаковыми 16-клапанными атмосферными двигателями Duratec объёмом 1,6 литра, 100 л. с. Пробег составил 10 тысяч километров.
Были использованы по 2 канистры каждого масла 5w30, тестируемого в этом заезде. По одной было залито после обкатки каждого мотора, остальные оставлены на долив по мере пробега. Для сравнения было приобретено два полусинтетических продукта – Mobil Super FE Special и Total Quartz 9000 Future. Оба имеют нужные допуски Ford. Кроме них, выбор пал ещё на 5 синтетик:
- Castrol Magnatec А1;
- Motul 8100 Eco-nergy;
- Газпромнефть G-Energy F Synth EC;
- Shell Helix Ultra Extra;
- ZIC XQ LS.
Для начала были проверены физико-химические составы всех лубрикантов. Хотя динамическая вязкость у них имела разброс до 20%, все они попали в допуск SAE. Присадочные пакеты у смазок также отличались. Большая часть (Mobil, Motul, Total, Castrol и ТНК) имели мощные моющие и нейтрализующие добавки. Об этом говорит высокое содержание кальция (> 2000 мг/кг). Противоизносные характеристики также на хорошем уровне, потому что фосфора и цинка было > 1000 мг/кг.
А вот смазка Shell имела более низкий уровень фосфора – 1350 мг/кг. Но это – нормальный показатель для малозольных моторных масел. Кроме того, в составах Mobil и Castrol был обнаружен молибден. Как известно, его соединения играют роль модификаторов трения. Очевидно, что в списке представлены разные по свойствам продукты.
Как проводилось тестирование
Все автомобили проезжали в одинаковых зимних погодных условиях на одной и той же трассе. Держали скорость 130 км/ч., была включена 3-я передача, обороты двигателей – 6000. То есть жёсткие предельные нагрузки. Каждый мотор отработал в таком режиме около 100 часов. Ещё 55 часов – на холостом ходу, прогреваясь. Почти сразу же после начала заездов определился аутсайдер по низкотемпературной вязкости. Им оказалась смазка Castrol Magnatec. Она начинала загустевать уже при -20°С, остальные участники чувствовали себя нормально. Так что Кастрол этой модификации не соответствует «зимней» вязкости 5W. Тем не менее мотор с ним запускался даже при -27°С, но немного дольше других.
Что касается расхода масел на угар, здесь хуже всего дела пошли у полусинтетического Mobil. За ним вплотную шёл полусинтетик Total. Итого за 10 000 км пришлось долить 2 литра Мобила и 1,8 л Тотала. Лучше всех показал себя продукт ТНК – израсходован всего 1 литр. За ним Shell – 1,3 и ZIC – 1,4 литра. Действительно, условия для смазок были очень жёсткими. Для моторных масел 2015 год по рейтингу мало что изменил. То есть полусинтетике с синтетическими продуктами тягаться тяжело. Выигрывают только в одном – более низкой стоимости.
Что касается моющих свойств, все лубриканты показали очень хорошие результаты. И хотя щелочное число у масел Low SAPS было гораздо ниже, понижалось оно дольше, чем у полнозольников. Поэтому моторы хорошо промывались все 10 тысяч км, о чём говорит рис. 4. Испытания по высокотемпературной вязкости с честью выдержали все. Ни у одной из смазок она не ушла за пределы допуска. В этом отношении полусинтетики приятно удивили, так как специалисты предсказывали для них плохой результат. С износостойкостью у всех тоже хорошо – в анализах составов не было обнаружено хрома, которым покрыты кольца поршней.
Выводы
Какое масло лучше из протестированных 5w30? Однозначно ответить на этот вопрос очень трудно. Каждый продукт показал себя хорошо в каком-то одном аспекте и не очень – в другом. Кроме того, по ходу тестирования все машины заправляли одинаковым качественным бензином. В реальности, к сожалению, всё по-другому: сегодня залит хороший бензин, завтра – плохой. Как оказалось, по соотношению цена – качество лидером стала полусинтетика Mobil Super FE Special. Продукт не намного хуже, чем Motul 8100 Eco-nergy, который стоит вдвое дороже.
Рейтинг моторных масел – относителен. С уверенностью можно сказать одно – престижные масла Low SAPS, Shell Helix Ultra Extra и ZIC XQ LS с отличными свойствами можно использовать только с бензином, имеющим низкое содержание серы (Euro 3 и выше). Некачественное топливо очень быстро их испортит. Наилучший вариант для наших регионов – полнозольники с высоким щелочным числом. Это – синтетики Castrol Magnatec А1, Motul 8100 Eco-nergy, ТНК Magnum Professional F, полусинтетика Mobil Super FE Special.
motoroilclub.ru