Замена масла в гидроусилителе руля своими руками
Замена жидкости в гидроусилителе руля своими руками
Гидроусилитель руля, как и все агрегаты машины, требует регулярного технического обслуживания, в том числе замены жидкости.
С чего начать замену жидкости в гидроусилителе руля
Гидроусилителю руля, как и большинству агрегатов автомобиля, необходимо техническое обслуживание. Если его регулярно не проводить, потребуется сложный и дорогостоящий ремонт гидроусилителя руля. Многие автопроизводители не регламентируют сроки, по истечении которых необходима замена жидкости в гидроусилителе руля. Большинство считает, что ее нужно только регулярно подливать. Но жидкость в гидроусилителе все же требует замены, поскольку интенсивная эксплуатация автомобиля негативно на ней сказывается – она темнеет, нагревается. Иногда может возникать даже запах гари. В этом случае замена жидкости в гидроусилителе требуется безотлагательно.
Чтобы сэкономить, можно выполнить процедуру замены жидкости в гидроусилителе руля своими руками. Эта процедура не намного сложнее, чем замена моторного масла. Для выполнения операции потребуется:
- Заранее приобретенная новая жидкость. Покупать ее нужно строго по рекомендациям завода-изготовителя автомобиля. Жидкость нужна в том количестве, которое указано в технической документации транспортного средства.
- Шприц с трубкой 20-тиграммовый. Он необходим для откачки отработанной жидкости.
- Емкость для старой жидкости. Пластиковая бутылка объемом 1,5 литра будет оптимальным вариантом.
Этапы замены жидкости в гидроусилителе руля
Замена жидкости может проводиться двумя способами – путем полной или частичной замены. Частичная замена жидкости – способ более простой, но отличается меньшей эффективностью. Чтобы выполнить частичную замену жидкости, нужно открутить крышку бачка, в котором находится жидкость гидроусилителя руля. С помощью шприца с трубкой нужно полностью откачать жидкость из бачка, а затем залить новую до метки. После этого нужно завести двигатель и покрутить руль, а затем повторить процедуру, пока не будет достигнут нужный результат.
Второй способ, или полная замена жидкости, – более трудоемкая процедура. При этом можно добиться практически 100%-ного результата. Выполнять процедуру нужно поэтапно:
- Предварительно необходимо вывесить переднюю часть авто, чтобы колеса находились в воздухе. Это позволит беспрепятственно вращать руль, не заводя двигатель.
- Отвернув крышку бачка, с помощью шприца нужно откачать из емкости жидкость.
- На хомутах шлангов, которые подходят к бачку, необходимо ослабить болты.
- Теперь можно отсоединить шланги от бачка и снять его. При необходимости бачок лучше промыть.
- Шланг, идущий от рулевой рейки к бачку, нужно свободным концом поместить в заранее подготовленную емкость – пластиковую бутылку. Чтобы жидкость начала выливаться, нужно сесть за руль и интенсивно вращать его в обе стороны. Так удастся удалить жидкость из системы.
- Как только жидкость перестает вытекать, во второй шланг (он идет к насосу гидроусилителя руля) нужно вставить воронку.
- Шланг с воронкой нужно закрепить и залить в него свежую жидкость. Процесс заливки нужно чередовать с активным вращением руля. Упростить процесс можно, попросив кого-либо помочь вам.
- Подливать жидкость нужно до того момента, пока из шланга, вставленного в бутылку, не польется светлая струя. Это значит, что старая жидкость полностью удалена из системы.
- Теперь нужно надеть шланги и поставить на место бачок.
- В бачок нужно долить жидкость до уровня и повращать рулем, не заводя двигатель.
- Необходимо завести двигатель и несколько раз повернуть руль в обе стороны.
- Заглушив двигатель, нужно опустить колеса авто на землю и долить жидкость до уровня.
Выполнив все этапы, можно качественно заменить жидкость в гидроусилителе руля и избежать его поломки.
- Автор: Андрей
- Распечатать
carnovato.ru
Как поменять масло в гидроусилителе руля своими руками?
Обслуживание26 августа 2016
Подавляющее большинство современных авто оборудовано гидравлической системой усиления вращения руля (ГУР). Как и другие агрегаты, механизм ГУР нуждается в периодическом обслуживании, хотя в инструкции по эксплуатации автомобиля информация по данному вопросу часто отсутствует. Но рабочая жидкость усилителя не вечна, со временем она приходит в негодность, а потому нуждается в замене.
Когда менять гидравлическую жидкость?
Произвести замену масла в гидроусилителе руля своими руками может каждый автомобилист, располагающий временем и желающий сэкономить на услугах автосервиса. Поскольку четкие сроки обслуживания ГУР производителями не устанавливаются, рекомендуется выполнять процедуру в следующих ситуациях:
- во время снятия рулевой рейки;
- при ремонте насоса либо в процессе замены протекающих шлангов;
- если годичный пробег авто составляет не более 20 тыс. км, масло меняется каждые 3 года;
- частичное обновление жидкости можно производить одновременно с заменой масла в трансмиссионных агрегатах;
- при загрязнении жидкости, определяемом визуально.
Оценка степени загрязнения масла проводится с помощью листа белой бумаги, куда наносится несколько капель жидкости из расширительного бачка. Если обнаружено потемнение и появление множества частиц черного цвета, то ее нужно сливать и заполнять систему свежей смазкой. Прозрачность капель свидетельствует о том, что гидравлическая жидкость еще пригодна к эксплуатации.
Если не обращать внимания на состояние масла в системе ГУР, то ускорится износ насоса, действующего от коленвала посредством ременной передачи. Дорогостоящий ремонт может случиться уже после пробега 80 тыс. км.
О выборе масла
Перед тем как слить масло из гидроусилителя руля и поменять его, нужно купить новую жидкость. Информация о ее количестве и названии должна присутствовать в инструкции по эксплуатации авто, в разделе о заправочных объемах. Когда таких сведений нет, то лучше не экспериментировать со смешиванием и приобретать новое масло на полный объем, заранее посоветовавшись со специалистом.
В продаже имеются гидравлические жидкости на минеральной и синтетической основе. Для гидроусилителя предпочтительнее брать минеральную, цвет (красный, зеленый или желтый) не имеет значения. Главное, — полностью удалить старую смазку. Самые популярные и проверенные производители – Dexron и PSF.
Инструкция по выполнению работ
Поменять масло в системе ГУР можно двумя способами – частично или целиком. В первом случае смазка откачивается из расширительного бачка большим шприцем емкостью 20 см3 с надетой пластиковой трубкой, а на ее место заливается новая. Если процедуру проводить регулярно, то длительная эксплуатация рулевого усилителя обеспечена.
Полная замена предполагает удаление старого масла из всех узлов и агрегатов – насоса, рулевой рейки и патрубков. Для этого потребуется стандартный набор инструментов, смотровая яма или подъемник не нужны. Для удобства проведения процедуры стоит пригласить помощника.
Работы с системой гидроусилителя нужно выполнять в такой последовательности:
- Поднять переднюю часть автомобиля, чтобы оба колеса были подвешены и легко поворачивались рулем.
- Тем же шприцем 20 см3 откачать отработанную смазку из бачка ГУР и ослабить хомуты на патрубках, присоединенных к нему.
- Снять патрубки со штуцеров, демонтировать расширительный бачок и тщательно промыть его.
- Шланг, отсоединенный от нижнего штуцера, вставить в пластиковую бутылку, запустить мотор и несколько раз повернуть руль в разные стороны до упора. Процедура выполняется с помощником.
- Когда масло стечет в бутылку, заглушить двигатель, поставить на место бачок и подключить патрубки, зажав их хомутами.
Чтобы при заполнении расширительной емкости воздух успевал выходить из патрубков, жидкость нужно лить медленно, без спешки. Когда уровень достигнет риски максимума, следует снова завести двигатель и покрутить рулем вправо-влево. Таким образом из системы удаляются остатки воздуха. По окончании надо проверить уровень масла и при необходимости дополнить до максимума.
Метки: ГУР, масло, рулевое управление, системы управленияautochainik.ru
Замена жидкости ГУР своими руками
Современные автомобили оснащаются усилителем руля. Его монтируют как на зарубежные авто, так и на отечественные. Наиболее популярные модели этого агрегата используют гидравлический принцип работы. С помощью усилителя повышается безопасность вождения, а также комфорт при управлении транспортным средством.
Хотя узел широко применяется, но не все автовладельцы занимаются его правильным обслуживанием, а ведь замена масла в гидроусилителе руля своими руками может проводиться даже в гаражных условиях. Необходимо лишь соблюдать определенные правила.
Зачем проводится замена гидрожидкости
Полноценная работа данного гидравлического блока возможна с маслами, имеющими необходимые физико-химические свойства. Периодически желательно доливать их до установленного производителями уровня. Когда такую операцию не проводить, то поворот руля существенно усложнится или будет осуществляться рывками, а также возможно появление характерных звуков со стороны насоса.
Не допустить такие последствия поможет своевременный долив или замена жидкости. Выполнить процедуру по силам даже начинающим автолюбителям при четком соблюдении инструкции.
Во время правильного выполнения гидроусилителем своих обязанностей большинство водителей не вспоминает о его обслуживании. Но не стоит ждать выхода узла из строя, желательно проводить профилактические работы в срок, указанный автопроизводителем.
Замена жидкости ГУР предполагает знание устройства конструкции, а в основе принципа работы лежит гидронасос. Его приводит в действие ременной привод, соединяющийся с коленвалом. Из накопительной емкости поступает жидкость. Ее под высоким давлением передают в распределитель. Работа последнего напрямую зависит от усилия поворота руля.
Роль следящего механизма выполняет торсион, а по каналам, расходящимся от накопительной емкости, масло заходит в исполнительный механизм, где осуществляет работу с парными деталями механизма.
Нужно знать, что в блоке гидроусилителя имеется большое количество резиновых элементов (прокладки, плунжера, манжеты и т.д.), масла с несоответствующими формулами или содержащие неправильные присадки способны повредить или полностью разрушить резину.
Это значит, что перед тем, как заменить масло в гидроусилителе руля, необходимо ознакомиться с его составом и учесть рекомендации автопроизводителя.
Периодичность замены
Кроме наработки на пробег существуют еще несколько способов выявления необходимости замены масла в гидроусилителе. Одним из них является слишком тугая прокрутка руля. Также нужно менять масло при его явном потемнении. Выявить второй признак можно во время профилактического осмотра, открутив крышку бачка, и капнув несколько капель на светлую поверхность бумаги или салфетки.

Схема работы ГУР
Параллельно выявляются твердые частички, попадающие в жидкость вследствие выработки или износа деталей. При недостаточном уровне проводится добавление масла.
Читайте также: Принцип работы гидроусилителя руляЭксплуатационный срок зависит не только от общего пробега автомобиля, но и от интенсивности эксплуатации рулевого управления. Эта особенность является индивидуальной или зависящей от дорожных условий. Она может сокращать рекомендуемый автопроизводителями интервал замены.
В нормальных дорожных условиях при частом вождении авто замена масла гидроусилителя руля проводится раз в два года.
Если авто эксплуатируется интенсивнее, то срок сокращается до года, что примерно соответствует пробегу в 20-25 тыс. км. На этот показатель может влиять и качество масла, характеристики которого указаны на упаковке.
Проверка уровня жидкости
Для контроля масла в гидроусилителе руля устанавливается авто на максимально горизонтальную поверхность. Это поможет избежать погрешности в измерениях. Далее заводится мотор, а рулевое колесо выворачивается от одного крайнего положения в другое 2-3 раза. Затем колеса рулем выравниваются, а двигатель можно заглушить. Во всех положениях проверяем уровень на щупе, установленном в бачке.

Долив жидкости
Также метки располагаются и на самом бочке. Выявление уровня проводится для холодного режима (Cold) или для горячего (Hot) по меткам min и max. Рекомендуется проводить диагностику раз в сезон, ведь масло в этой системе выполняет несколько функций:
- смазка сопрягающихся деталей;
- выполнение функции рабочего тела, передача усилия от поршня насоса;
- антикоррозионная защита полостей и элементов механизма;
- обеспечение отведения тепла от трущихся поверхностей.
После выработки соответствующих присадок защитные характеристики жидкости существенно снижаются.
Выбор масла для ГУР
Замена масла гидроусилителя руля и его долив проводится в соответствии с классификацией жидкостей, поэтому не стоит смешивать различные по своим свойствам материалы, чтобы не получить в итоге неработоспособное вещество. Основные различия заключаются в присадках, используемых изготовителями. Чаще всего визуальное отличие заключается между разными сортами по цвету.

Добавление жидкости в ГУР
Красные жидкости принято использовать в автомобилях с автоматической коробкой передач. Масла этого цвета могут быть как синтетические, так и минеральные, о чем указано на упаковке. Смешивать их нельзя.
Желтый цвет масел для гидроусилителей чаще всего применяют немецкие автопроизводители, например, Мерседес.
Зеленое масло также подойдет для ГУР, но его нужно подбирать с минеральной основой и использовать в авто с «механикой».
Фактически для гидроусилителя подойдет трансмиссионное масло, однако, не все системы используют синтетические масла. Это нужно учитывать при замене или доливе. Если же пришлось добавлять нерекомендованную жидкость, то после ее использования обязательно проводится промывка полостей.
Читайте также: Ремонт гидроусилителя руля своими рукамиПроведение замены
Для проведения работ потребуется предварительно купить два литра необходимого масла, чтобы первый использовать для промывки, а второй залить для работы. Не стоит экономить на материале, чтобы обеспечить долговременную и бесперебойную работу узла.

Использование профессионального инструмента
Также понадобятся материалы:
- медицинский шприц для откачки остатков, берется объем не менее 20 мл;
- удлинительный шланг для шприца около 50 см;
- бачек для слива отработанного масла;
- отвертка и плоскогубцы;
- домкрат;
- резиновые перчатки;
- чистая ветошь.
Обеспечиваем доступ к емкости, сняв крышку с бачка. Соединяем прозрачную трубку одним концом с медицинским шприцом, а второй конец опускаем в полость с маслом. Максимально выкачиваем объем масла из системы.
От бака отсоединяем патрубок, через который проводится подача масла в систему. В некоторых случаях для этого потребуется снять бачок. Под патрубок подвигаем емкость с отработкой для слива остатков жидкости. Закрываем самодельной заглушкой отверстие в баке, которое соединяется с патрубком. Не даем возможность протечки нового масла из бачка до окончательного слива старого масла.

Откачка отработки шприцем
Поворачиваем руль до упора в сторону, чтобы он легче вращался, поддомкрачиваем одно колесо. После этого проворачиваем руль в другую сторону, чтобы максимально избавиться от отработки. По открытому патрубку она утекает в подготовленную емкость. Новая жидкость из бачка поступает в систему.
Необходимо следить за уровнем жидкости в бачке, а также уловить момент, когда новое масло начнет сбегать в емкость с отработкой. После этого крышку можно закрывать, возвращать патрубок на свое место и долить масло до рабочего уровня. Машину опускаем с домкрата и заводим мотор, чтобы жидкость равномерно распределилась по системе. При необходимости корректируем уровень с помощью шприца и трубки.
Бесперебойная работа ГУР
Вовремя замененное масло способно надолго продлить работу узла. Однако, не стоит забывать о разумной манере езды за рулем. Для долгой и бесперебойной работы ГУР необходимо придерживаться некоторых правил:
- на высоких оборотах двигателя не желательно длительное время (более 5 сек) фиксировать рулевое колесо в одном из крайних положений;
- в то время, когда колесо уперлось в боковое препятствие, не стоит выкручивать руль;
- не рекомендуется эксплуатировать ГУР с недостаточным уровнем жидкости в системе или с полным ее отсутствием.

Выбор масла для ГУР
Во время значительных низких температур масло будет иметь высокую вязкость, поэтому несколько минут, пока оно прогреется не нужно делать резких движений рулевым колесом, особенно до упора.
ktonaavto.ru
Замена жидкости в гидроусилителе руля – сколько служит масло в ГУРе, как его подобрать и заменить?
Существует мнение, что жидкость в гидроусилителе можно не менять: залили однажды на заводе, и она прослужит, пока будет бегать автомобиль. Мнение ошибочное – не может расходный материал, к которому относится масло для гидроусилителя, служить бесконечно. Оно стареет, меняются физические и химические свойства, вследствие чего перестает надлежащим образом исполнять свои функции. Это отражается на состоянии рулевого управления: руль вращается тяжело, появляется шум, вибрация.
Следует отличать плановую замену жидкости, рекомендованную производителем, от досрочной и аварийной. Планово меняем через 1–2 года, все зависит от интенсивности эксплуатации машины. При ежедневном использовании это происходит чаще. Относительно пробега четких границ нет, в основном это 7–15 тыс. км, а у некоторых машин и все 50. На периодичность замены влияет качество масла, стиль езды.
Досрочно гидравлическая жидкость меняется при поломках в рулевом механизме. Приходится разбирать усилитель, устанавливать новые детали. Масло при этом, естественно, сливается. Чтобы новые узлы работали надежно и слаженно, рекомендуется заменить жидкость. Вероятно, что причиной поломки стало старение, когда она уже не могла хорошо смазывать детали узлов, отводить тепло. Такое наблюдается при длительной эксплуатации без замены.
Каждый водитель может столкнуться с необходимостью аварийной замены, когда разгерметизируется система ГУРа. Выходят из строя гидравлический цилиндр, управляющий золотник, насос, шланги. При обычных поломках, когда появляются проблемы с шестернями, рейками, тягами, автомобиль еще какое-то время можно эксплуатировать. Но если поломки касаются непосредственно гидравлики – ситуация аварийная, требуется срочно менять.
Время от времени следует обращать внимание на состояние жидкости в бачке и ее объем. Если она видим показатель ниже отметки Min, возможна разгерметизация и утечка. Проверяем состояние всех узлов, находим поломку, исправляем ее. Вовремя не устраненная неисправность приводит к печальным последствиям: быстро изнашиваются и выходят из строя рабочие части помпы, корпус ГУРа, редукционный клапан, зубья на валах.
Для проверки состояния жидкости открываем бачок, немного набираем на щуп. На чистую бумагу наносим каплю и визуально оцениваем. Если она прозрачная, не поменяла цвет – все в порядке. Мутный вид, наличие каких-то примесей подсказывают, что требуется замена жидкости в гидроусилителе руля. Появился осадок – последняя стадия: в него выпали присадки, которые разложились и не выполняют свои функции. Если не провести срочную замену, можно скоро столкнуться с тем, что масло вспенится, окислится. У него уже практически пропала способность смазывать ГУР, предупреждать окисление – до поломки осталось недолго.
Объем и состояние жидкости следует контролировать регулярно, менять при первых признаках негодности, чтобы избежать более печальных последствий из-за поломки гидроусилителя.
Механизм гидроусилителя не может работать без специальной жидкости, которая предназначена для выполнения рабочих функций:
- передает энергию насоса на рулевое управление;
- охлаждает узлы и агрегаты гидроусилителя;
- смазывает трущиеся детали;
- защищает внутренности от коррозии.
Основная функция – передать рабочее давление на усилитель. От насоса масло передает усилие на поршни гидроцилиндра, а оттуда на рулевую рейку, облегчая водителю управление автомобилем. Очень важна способность отводить избыток тепла от деталей, продлевая им срок службы. Присадки препятствуют образованию ржавчины внутри системы.
Любое масло, в том числе и гидравлическое, производится трех видов: минеральное, полусинтетическое, синтетическое. В минеральном масле 97 % очищенных нефтяных фракций, остальное – присадки. В полусинтетике содержится смесь нефтяных и полигликолевых веществ. Они имеют некоторое преимущество перед минеральными: более длительная эксплуатация, пониженная вязкость, устойчивость к образованию пены, коррозии. Синтетика состоит из нефтяных фракций, очищенных самыми современными методами, и многоатомных спиртов. Превосходные качества улучшены различными присадками.
Чтобы автолюбители не изучали химический состав жидкостей, производители ввели простую классификацию. Она основана на добавлении в состав красящего пигмента: красного, желтого или зеленого. Красные жидкости – минеральные и синтетические – разработка под названием Dexron. Они широко применяются в авто от General Motors, Toyota, Hyundai, Mazda, Kia, Nissan. Минеральные рабочие субстанции и синтетику желтого цвета выпускает концерн Daimler, заливаются в гидроусилитель Mercedes-Benz. Зеленые разработал концерн Pentosin. Применяются на автомобилях Volkswagen, BMW, Ford, Bentley, Daimler/Chrysler, Volvo.
Ни в коем случае нельзя смешивать различные по химическому составы жидкости: синтетические, полусинтетику и минеральные. По цветовой классификации допускается смешивать красные и желтые. Зеленые нельзя смешивать с другими: у них специфический химический состав, сильно отличающийся от других. При смешивании выпадает осадок, способный повредить гидравлику механизма.
Выбирать следует масло, рекомендованное производителем, данные можно найти в техническом руководстве. На некоторых машинах сведения выбивают на крышке расширительного бачка гидроусилителя. Отдельные жидкости выпускаются исключительно для определенных моделей. Столкнувшись с проблемой замены жидкости впервые, следует выяснить рекомендации производителей и не смешивать несовместимые по химическим свойствам и цвету.
Чтобы поменять рабочую жидкость в гидроусилители своими руками, понадобится меньше часа работы и простые приспособления: шприц на 20 см3, кусок шланга, емкость для слитой жидкости, торцевой ключ 10 мм. Сначала нужно слить старую жидкость. Известны 2 способа: откачивание шприцом или частичная разборка узла с расширительным бачком. Второй способ требует немножко больше времени, но в системе не остается остатков старой субстанции.
Последовательность действий следующая:
- Отпускаем хомуты на обоих шлангах, откручиваем болты, крепящие бачок. Наклоняем его, снимаем возвратный патрубок и сливаем содержимое в подставленную посуду.
- Перед сливом закрываем ремни тряпками. Снятый бачок обильно промываем водой, высушиваем и устанавливаем на место.
- К насосу гидроусилителя крепим всасывающий патрубок, другой – на штуцер в бачке, прикрепляем шланг, подходящий по размеру и емкость под ним.
- Для обеспечения легкого поворота передних колес поднимаем их домкратом, устанавливаем на опоры. Заливаем масло по максимальному уровню, крутим рулем вправо-влево до упора.
- При повороте руля до упора выливается старое масло, из расширителя в систему поступает новое. Повторяем свои действия, пока система не очистится полностью.
- Закрепляем бачок, затягиваем хомуты на патрубках, заливаем до отметки Max. Запускаем двигатель, крутим рулем, проверяем уровень и доливаем, если требуется.
Случается, в систему попадает воздух. Если его не удалить, появляются проблемы с рулевым управлением: требуется прикладывать усилия для вращения руля, слышен шум, появляется вибрация. Включаем мотор и даем поработать. В течение пяти минут при работе на холостых воздух должен выйти. Если не удалось, пробуем вручную: вывешиваем колеса, вращаем руль в обе стороны до упора, пока не прекратится выход воздушных пузырьков.
Любое масло рассчитано на работу при минимальной температуре 40° мороза. Но чтобы продлить срок службы ГУРа, не поленитесь перед поездкой прогреть масло, поворачивая рулевое колесо до упора в обе стороны. Никогда не оставляйте автомобиль с вывернутыми колесами, и гидроусилитель прослужит долго. Не забывайте следить за уровнем в бачке: достаточно нескольких минут работы всухую, и система умрет.
tuningkod.ru